В настоящее  время СМИ (в том числе Интернет-СМИ) активно обсуждают видеообращение майора милиции Дымовского к высшим должностным лицам страны.

Так как «дело  Дымовского» вызвало значительный резонанс и вызвало весьма противоречивые отклики, с целью уточнения ряда вопросов по данной теме, координатор Службы общественного контроля ДПНИ встретился с Александром Олейником, отставным офицером МВД, который до 2006 года служил в том же УВД города Новороссийска, что и майор Дымовский.

Справка: Александр Олейник является пенсионером МВД, уволенным из органов внутренних дел по состоянию здоровья. Стаж службы – 17 лет, девять месяцев. Причина ухудшения здоровья – контузия, полученная при исполнении служебных обязанностей. В ходе своей службы в милиции Олейник направлялся в служебные командировки на Северный Кавказ, в Чечню (три шестимесячные командировки). Алескандру присвоен нагрудный знак «Лучший сотрудник криминальной милиции», он имеет боевые и ведомственные награды, награжден почетной грамотой министром внутренних дел РФ. В настоящее время Александр Олейник возглавляет общественную организацию «Кубань–территория закона», которая оказывает помощь гражданам, в том числе пострадавшим от противоправных посягательств в области неправомерного завладения земельными участками.

С Александром Олейником беседует Петр Лунин, координатор Службы общественного контроля ДПНИ-Россия.

П.Л.: - Александр, каково твое общее мнение о обращениях майора Дымовского? 

А.О.: - Ну, что тут сказать? За  время службы лично я не имел каких либо взысканий, считаю, что служил достойно. Но несмотря на это, мне совестно себя равнять с Дымовским. В отличие от него, я не решился так смело и принципиально выступить, хотя такое желание, прямо скажу - было. В моем понимании поведение этого человека – гражданский героизм. 

П.Л.: - Ну, а по сути его заявлений?

О.А.: - Я полностью подтверждаю слова Дымовского: несмотря на то что с момента моего увольнения прошло уже три года, судя по всему тому что мне известно, ситуация в УВД города не изменилась. Майор прав – руководство милиции Новороссийска часто относиться к сотрудникам как к бесправному быдлу, отличая лишь сговорчивых и послушных.

П.Л.: - Даже так? Может быть, все таки, здесь есть преувеличение? 

А.О.: - Хуже того. К гражданам, права которых милиция должна защищать – часто наше начальство относится вообще как скотам. Да, именно как к скотам, к стаду потерпевших. Если говорить о высоком начальстве - я  уверен, оно думает лишь о собственной карьере и разных благах. А в последнюю очередь – о интересах службы. 

П.Л.: - В чем это выражается?

А.О.: - В уголовном розыске и в службе участковых уполномоченных постоянная текучка кадров. Профессионалы увольняются, потому что в условиях, которые им создало руководство, они работать не могут. Тут разное – и произвол, и непомерные требования, и нежелание обеспечить нормальные условия. В результате, должности занимают случайные люди, и конечно, интересы граждан страдают. Я вот что скажу, как профессионал. Если опер или участковый на своей должности не проработал как минимум три года, он не может считаться профессионалом. Может, он неплохой человек, старается – но он еще не профи. А начальству, похоже, все равно. Разговор у них короткий: не нравится зарплата? Не устраивает ненормированный рабочий день без выходных? Начинаешь умничать и возражать начальству? Уходи, будь здоров. На твое место найдутся другие. Если так, то, значит, начальству безразлично качество службы – их интересует только отчетность. В результате страдают люди. Не сотрудники – а простые граждане.

П.Л.: - Если так, то откуда же УВД берет новые кадры?

А.О.: - В крае, в городе – безработица. Желающих много на любую должность. Сегодня на должность оперуполномоченного и участкового принимают людей без специального образования, а иногда и не имеющих даже среднего. Потом они учатся заочно – в результате создается впечатление, что служба укомплектована, но кем?

Дымовский –  профессионал, в отличие от многих. И почему то именно он не смог терпеть  ситуацию дальше. Другие молчат. Так было, когда я служил, не думаю что изменилось. 

П.Л.: - Что привлекает таких вот, случайных, как ты говоришь, людей к службе в милиции?

А.О.: - Ну, конечно не 15 000 рублей оклада. Можно прожить на эти деньги? Да еще и при работе по 12 часов без выходных? Нет, нельзя. Да, есть люди, которые живут буквально в нищете, но продолжают честно работать за идею. Но таких все меньше. Слишком многие рассчитывают на дополнительные доходы, которые можно получить при должности.

П.Л.: - Взятки и поборы?

А.О.: - А.О.: - Конечно. Тут все быстро – горе-милиционеры начинают с «благодарности» так называемой, и быстро переходят  к прекращению уголовного дела за большую сумму. А если еще и начальство в доле...Соблазн очень большой при такой зарплате. Да что говорить, если по ТВ сериалы показывают про милицию, где деньги сумками передают? «Ментовские войны», «Глухарь» - смотрел? Если бы это фантазия была – никто бы не дал снимать, или в суд бы подали за клевету…

П.Л.: - Что, по твоему, стало основной причиной обращения Дымовского? Многие СМИ сравнивают роль Дымовского с действиями покойного ныне Литвиненко, пример - «Московский комсомолец»? Еще «Эхо Москвы» выложило туманные сведения о том, что якобы за этим майором стоят иностранные спецслужбы?  

А.О.: - Какие спецслужбы, что за бред? Так могут рассуждать только те СМИ, которые как  болонка из басни Крылова: «а потому так хорошо я и живу, что пред хозяином на задних лапках я хожу». Или те, кому лишь бы сенсацию создать, а правда, или нет – им неважно. При чем тут Литвиненко? Это - предатель, который продался за тридцать сребреников и скрылся за границей. Клеветать на Дымовского нет оснований, доказательств нет. Хотя думаю, их создадут. Он остался в России, видно, что его цель – добиться изменений. Я вижу, что это настоящий опер, из тех, что приходят в милицию как романтики своего дела. Он указал на причины, по которым он не мог эффективно бороться с преступностью в своем городе. Я уверен – именно это его толкнуло на данный шаг. Ради того, что бы попытаться изменить систему, этот человек поставил на карту карьеру, личную безопасность, вызвал сильнейшее давление на свою семью, и даже жизнь его, на мой взгляд, в опасности. Дымовский показал характер настоящего русского офицера, волю, патриотизм. В отличие, от других сотрудников, которые возмущаются про себя. В том числе я имею ввиду и себя самого. Я, правда, писал президенту РФ и в МВД свои предложения. Даже получил ответ – говорят, их обязательно рассмотрят. Но так поступить, как Дымовский,  я не решился.       

П.Л.: - Дымовский утверждает, что в Новороссийске и вообще в Краснодарском крае уголовные дела возбуждаются не всегда по закону, а часто по указанию начальства. Так же они и прекращаются. Что вы можете сказать по этому поводу?

А.О.: - Я не имею возможности такое доказать, но и опровергать ничего не буду. Хотя знаю хорошо, что такие дела были и есть. Скажу лишь только, что мало сотрудников милиции в крае удивятся, возмутятся словам Дымовского об этом. Знаю много случаев, когда честных сотрудников милиции, которые пытались возражать против нарушений законности - подвергали репрессиям, многих посадили. УСБ и прокуратура тоже имеют начальство – так что в крае «все схвачено». Да и у вас в Москве та же история – вот с теми же сотрудниками из Митино. Они выполнили свой долг – а на них возбудили дело. Потому что задержали каких то родственников приближенного Кадырова. Я, скажем жизнью рисковал в этой Чечне, а теперь русских милиционеров сажают  за то что чеченских преступников задержали. Это – в Москве. А в крае – не лучше дела.

П.Л.: - В прессе появились сведения о том, что заявления Дымовского опровергнуты руководством ГУВД Краснодарского края…

А.О.: - Да, я слышал что начальник ГУВД Кучурук сказал, что проверка по заявлениям Дымовского не нашла подтверждения. Я уверен, что и комиссия МВД РФ придет к таким же выводам. Это произойдет по принципу «пчелы против меда». Сегодня ряд сотрудников уволены из-за принципиальных разногласий с руководством УВД, и готовы дать интервью для прессы в подтверждение сказанного Дымовским. Вот таких людей и надо слушать, а не генералов. Что они могут другое сказать? Что у них все плохо? И что они должности своей не соответствуют? 

Этот Кучурук  развалил всю оперативную работу в Краснодарском крае – я ответственно это говорю! Какое вообще он имеет право Дымовского оценивать? То де самое – начальник УВД Новороссийска. По мне – его уволить, а Дымовского на его место поставить.

П.Л.: - Мы слышали, что в Краснодарском крае в милиции работают люди, довольно многие из которых приехали служить из других регионов страны. Это так? Почему, если так, не принимают на работу местных?

А.О.: - Да, все правда. В Новороссийск часто приезжают и устраиваются работать в милицию из северокавказских республик. Такие сотрудники, которые иногда с трудом говорят по-русски, а о их профессиональных качествах я вообще молчу – охотно устраиваются в большом городе. У них появляется власть, влияние. Они, конечно, не возражают начальству никогда. Такие сотрудники часто не видят никаких других законов, кроме «закона» коррупции. В результате, множество сотрудников покинуло ряды милиции, не желая служить в одном заведении с такими милиционерами. Такие некоренные жители, ставшие милиционерами, в силу понятно какого менталитета с легкостью «запрессуют» кого угодно – им не перед кем стесняться. Вы в ДПНИ знаете что такое «кавказский менталитет»?

П.Л.: -  Знаем, еще бы не знать.

А.О.: - Ну вот и понимайте сами, как происходит там соблюдение законности.  

П.Л.: - Пресс-служба УВД Новроссийска, кажется, тоже опровергла доводы Дымовского?

А.О.: - Если глава ГУВД сказал, что они другое могут сказать?  Сотрудников пресс-службы я вообще не считаю милиционерами. Это люди, которые получают зарплату за то, что бы красиво вешать журналистам лапшу на уши по указанию начальства. По моему, это очевидно. 

П.Л.: - Все, кто смотрел ролик Дымовского, заметили, что человек в форме  выражается иной раз очень простонародно, с трудом подбирает выражения. Многие сделали вывод о его безграмотности.

А.О.: - Да по всему же видно, что человек в крайнем волнении! Если бы это было по заказу, с репетицией, по бумажке – тогда бы все было гладко. По моему, как раз видно, что он все искренне говорил…Важнее работа. А не то как выражается. Если он старший опер – значит работал как надо, даже в тех условиях.       

П.Л.: - Что ты  можешь еще добавить?

А.О.: - Только то, что чем больше у нас будет таких как Дымовский, тем большее внимание можно будет привлечь к проблемам милиции. Нельзя, что бы этот силовой орган становился похож на болото, в котором происходит что то, а что – не известно. А то потом все удивляются – Евсюков расстрелял десяток человек, невинного посадили, преступника отпустили… Если не заставить милицейское начальство работать правильно – мы еще и не того дождемся… 

П.Л.: - В завершение нашего разговора. Я только что вспомнил, как ехал в Краснодар с друзьями на автомобиле, и нас остановили на посту  ДПС сразу после границы края с Ростовской областью. Сотрудники вели себя с исключительным хамством, заявили о том, что якобы у нас обнаружена анаша, «гарантировали» возбуждение дела, закрыли нас в подвале. Никакой анаши, конечно, у нас не было, мы пошли на принцип, денег не предлагали. Через час нас отпустили, при этом выклянчили сто рублей за составление акта о досмотре, по которому у нас ничего не нашли. Это что, у вас там, в норме вещей?

А.О.: - Не скажу что в норме, но то, что ты рассказал, меня не удивляет совсем. С другой стороны, могу сказать, что часто опера знают, где круглосуточно торгуют героином – а «принимают» только случайных «торчков». Думаю, начальство тоже знает о таких ситуациях…      

Еще хочу сказать. Я, Александр Олейник, готов встретиться  с какими угодно журналистами и подробно все рассказать – все, что знаю о работе милиции в Новороссийске. Пусть потом привлекают – если смогут…


Беседа состоялась 11.11.2009 г.