Немецкие правые пытаются проникнуть в систему спортивного воспитания молодежи. Противодействовать этому призвана кампания "Красная карточка правым экстремистам", организованная спортивными союзами ФРГ.
 
Когда в Германии говорят о росте правого экстремизма, то прежде всего на ум приходят нападения бритоголовых на иностранцев, свастики на стене или демонстранты с флагами и лозунгами, похожими на нацистские.

Однако это - только часть стратегии правых. Значительно большее значение они придают сейчас тихому проникновению в сознание широких масс. Для этого лучше всего подходит работа с детьми. Это называют правым миссионерством. Его цель - рекрутирование детей в правоэкстремистское движение. Поэтому националисты все чаще идут в школы, детские сады, становятся лидерами скаутов, тренерами-общественниками детских команд или организуют свои спортклубы, где, на первый взгляд, идеологии никакой и нет - только спорт.

Правое миссионерство

На эту тенденцию недавно обратил внимание в своем исследовании Гунтер Пильц (Gunter Pilz), эксперт-социолог Немецкого футбольного союза. Не стоит забывать, что, став тренерами или руководителями клубов, правые получают в свое постоянное распоряжение и помещения этих клубов, и их символику, традиции, флаги, лозунги.

Наиболее яркий пример связан со спортклубом BSC 99 Lauscha в Саксонии-Анхальт. Там добровольным тренером детской футбольной команды стал активист Национал-демократической партии Германии (НДПГ). Только под давлением обеспокоившейся общественности тренер от НДПГ был отстранен от работы с детьми.

Такие люди охотно помогают, входят в доверие к детям и их родителям, чтобы постепенно и незаметно втягивать их в свою среду, говорит Михаэль Ширп (Michael Schirp) из Немецкого олимпийского спортивного союза (DOSB). При этом они так же аккуратно и постепенно улучшают имидж партии, стремясь доказать, что националисты - обычная партия, думающая о нуждах простого человека.

Правые искусно используют катастрофическую нехватку людей, готовых работать с детьми, отмечает социолог Гунтер Пильц. По той же причине многие не обращают внимания и на националистическую "мишуру" таких добровольцев. Скажем, расистские призывы легко вплетаются в спортивные речевки. А чувство соперничества между клубами легко подменяется ненавистью к соперникам и их болельщикам, ксенофобией и расизмом.

"Аста ла виста - антифашиста"

Такого рода враждебность может даже вылиться в политическое противостояние, как это видно на примере лейпцигского клуба Roter Stern ("Красная звезда"). На выездах его игроки постоянно слышат лозунг "Аста ла виста - антифашиста", а тамошние болельщики издевательски вскидывают руку в гитлеровском приветствии, обзывают "коммунистическими свиньями" и скандируют антисемитскую речевку нацистских времен.

Кто-то уверяет, что это - всего лишь глупые шутки, но в каждой шутке есть доля правды, считает София Борман (Sophia Bormann), председатель клуба Roter Stern. Тем более что уже не раз его игроки и болельщики подвергались нападениям болельщиков-нацистов.

Игры "Красной звезды" почти всегда сопровождаются столкновениями с правыми. По инициативе Немецкого футбольного союза сейчас началась кампания, которую можно назвать "красная карточка неонацистам".

Красная карточка правым экстремистам

Смысл этой акции - привлечь внимание к любым, даже "закамуфлированным" попыткам правых стать организаторами спортивного движения. Для этого используются, например, яркие и конкретные плакаты и рекламные ролики с участием известных спортсменов.

Социолог Ангелика Риблер (Angelika Ribler) разработала конкретную программу мер, помогающих общественности распознавать любые ухищрения правых. Например, понимать, что цифры 88 на футболках или куртках - это закодированное нацистское приветствие "хайль Гитлер". И это лишь один из примеров, которые Риблер приводит в своем каталоге мер.

Несмотря на то, что действия националистов понятны и все меры борьбы с ними предлагаются футбольными союзами, Гунтер Пильц сомневается в их эффективности, поскольку денег для развития массового спорта у государства нет, а желание работать в этой сфере у правых не ослабевает.