Согласно отчёту компании, за год ее краткосрочные обязательства выросли с 453 млрд до 1387 млрд рублей, а долгосрочные со 1196 млрд до 2958 млрд рублей. В результате, общая сумма обязательств на конец 2013 года составила 4344 млрд рублей. Это - общая сумма обязательств, включая отложенные платежи по налогам. Сумма же краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов оказалась вдвое меньше - 2164 млрд рублей.

Рыночная капитализация компании по состоянию на 4 февраля 2014 года составила, по данным Московской биржи, 2573 млрд рублей. Таким образом, долг «Роснефти» оказался примерно равен капитализации, а суммарные обязательства намного ее превосходят.

Это важный элемент, так как задолженность «Роснефти» гарантируется со стороны государства. И это не является предметом для беспокойства, если финансовая ситуация стабильна. Однако такая ситуация становится весьма чувствительной к любым серьезным изменениям на финансовых рынках. В этих условиях, а предпосылки для их создания мы наблюдаем сегодня, задолженность «Роснефти» может, наряду с другими факторами, стать причиной сильного дискомфорта для бюджета страны.

Прецедент уже был - в 2008 году, в период финансовых трудностей, «Роснефть» взяла у государства $577 млн. Тогда она, конечно, быстро вернула их, но и сумма долга в тот период была намного меньше.

Недавно «Роснефть» сообщила план платежей по долгам. И, согласно документу, в 2015 году объем погашения планируется в объеме 597 млрд рублей, в 2016 году - 274 млрд рублей, в 2017 году - 258 млрд рублей, в 2018 году и в более поздний период - 786 млрд рублей. Основная часть долга номинирована в валюте, но компания уверенно называет рублёвые цены на пятилетнюю перспективу в о время как события января 2014 года показали, что курс рубля может сильно измениться даже за месяц.

Кстати, оценка долга в рублях сделана по прошлогоднему курсу, уже можно смело её увеличивать в соответствии с темпами девальвации.

Серьезной проблемой для компании могут стать широко анонсируемые инвестиции в шельфовые проекты. Только при условии их быстрого запуска и достаточно быстрой отдачи «Роснефть» сможет  сохранить финансовую устойчивость и относительную независимость от коньюктуры. Тем не менее, многие сомневаются в окупаемости этих проектов даже в долгосрочной перспективе, а компания уже вкладывает в них значительные средства.

Как указано на сайте самой компании, «объём совместных капиталовложений только «Роснефти» и её иностранных партнеров компаний американской ExxonMobil, норвежской Statoil и итальянской Eni - оцениваются в 500 миллиардов долларов». Многолетний опыт работы того же «Газпрома» на шельфе показывает, что эти проекты пока не приносят прибыль. Например, в проект освоения Штокмановского месторождения «Газпром» вложил несколько миллиардов долларов, после чего заморозил его на неопределённое время. Запуск добычи на Приразломном несколько раз откладывался, да и сегодня фактически ещё ни одной тонны сырья с этого месторождения не доставлено на берег.

Кстати, Приразломное и Штокмановское месторождения расположены в намного более выгодных географических условиях по сравнению с месторождениями, которые осваивает «Роснефть». В довершение отметим, что «Газпром», при этом, имеет низкую долговую нагрузку и, в принципе, может себе позволить рискованные проекты.

На недавней встрече с премьером глава «Роснефти» Игорь  Сечин  поставил себе в заслугу то, что за год капитализация компании выросла на 18%. Этот факт демонстрации успеха был растиражирован. Мало кто понял, что «черт в деталях»: на самом деле, капитализация «Роснефти» за год снизилась на 10% (в первый торговый день 2013 года акция компании стоила 272 рубля, к концу года - 252 рубля). И на это обратили внимание многие финансовые издания - биржевые котировки доступны в открытом доступе и легко проверяются.

Другие данные проверить сложно, если нет доступа к внутренней документации компании. Но, если глава компании считает возможным публично лукавить даже с легко проверяемыми данными, то возникает сомнение в достоверности других показателей и планов, которые проверить сложно. И, если Сечин убеждает премьера в том, что капитализация «Роснефти» растет довольно быстрыми темпами, то можно себе представить, какую картину президент «Роснефти» нарисует для ее миноритарных акционеров.