Трагическую историю Артема Диделева мы узнали от родственников и правозащитников. Нам позвонила тетя солдата – Татьяна.

- Военные погубили нашего мальчика. Отдавали здоровым, вернулся в родное село уже в гробу, - плакала женщина.

Отношение к армии в большей части общества сейчас однозначное – родители всеми правдами и неправдами стараются уберечь своих мальчишек от казармы. И любое ЧП сразу же оборачивается не в пользу срочной службы. Что же случилось с Артемом? Погибший паренек стал жертвой системы или трагической случайности? В этом и попытались разобраться корреспонденты «Комсомолки».

Служить бы рад

20-летнего парнишку из села Красные липки Фроловского района призвали в июле прошлого года. Армии Артем не боялся, был уверен, что это настоящая школа жизни и пройти ее должен каждый уважающий себя мужчина. Главными на проводах были родители и, конечно же, Юлька – со своей невестой будущий солдат познакомился за месяц до призыва. Мать долго сокрушалась, хотела, чтобы сын после нефтяного техникума пошел учиться в институт, но изменить решения упрямого Артема не смогла.

Полгода пролетели достаточно быстро. Мальчишка отзванивался родителям чуть ли не каждый день, часами болтал с Юлей. Благо служить его отправили в Волгоград.

9 января Артем приехал в родное село в очередную увольнительную: обошел всех друзей, заехал к бабушке, та особенно была рада внуку.

- Мы тогда решили, что поженимся летом, 12 августа,  - потухшим голосом вспоминает Юля Фильченкова. -  В июле он должен был уже прийти. Рассчитали так, чтобы его отцу дяде Коле на день рождения сюрприз сделать.

Но сейчас эта дата, обведенная в календаре кружочком, – еще одно печальное напоминание о трагедии. 14 января Артем позвонил маме. В разговоре сын, ни на что за время службы не жаловавшийся, поделился: мол, сильно знобит, в казарме холодно, поднялась температура. Женщина посоветовала сходить в медчасть.

В июле Артем должен был вернуться домой, а в августе жениться на любимой девушке. На фото он с родителями и Юлей.
В июле Артем должен был вернуться домой, а в августе жениться на любимой девушке. На фото он с родителями и Юлей.
Фото: из семейного архива

Борьба за жизнь

О дальнейших событиях, которые развивались очень быстро, нам рассказала родная тетя парня Светлана Гидлева.

- Идти к врачам Артем отказался. «Им на нас наплевать, кому я там нужен». Так ответил он маме, - говорит Светлана. - Уже на следующей день к нему поехала Юля с кучей лекарств. Но Артем, несмотря на высокую температуру, крутил баранку по делам части, бегал по утрам трехкилометровый кросс, разгружал мороженую рыбу в холодильниках вместе с другими солдатиками. Он пошел к врачу в части, только когда уже совсем худо стало. Ему температуру померили и дали две таблетки: анальгин и аспирин. А опять в медпункт он попал только 27 января практически в бессознательном состоянии. 28-го его уже отвезли в военный госпиталь с диагнозом гнойный менингит. На лестнице больницы он упал в обморок.

В себя 20-летний волгоградец больше не пришел. Врачи созвали консилиум, приехали специалисты из Ростова, неоднократно делали пациенту переливание крови, мгновенно доставили необходимое оборудование из Москвы. Доктора не спали сутками. Родители безвылазно дежурили в больнице.

- 5 февраля у Артема Диделева остановилось сердце, - рассказывает Александра Фоос, руководитель правозащитной организации «Родители военнослужащих». - Медики сделали все, что возможно и даже невозможно. Благодаря им мальчик протянул еще 8 дней. Но это не спасло. Ведь упустили самое главное - время. Две недели он ходил с температурой, даже обращался за помощью, и никто на это не обратил внимания. А ведь солдат военные обязаны осматривать каждый вечер. Поэтому инфекция развилась так быстро, парню просто не хватило иммунитета. 

Кто виноват?

Вывод один: если бы Артема начали лечить вовремя, а не гоняли больного в надежде – и так пройдет, парень сейчас был бы жив. Но это вывод родных погибшего и правозащитников. О том, что на самом деле происходило в части, могут рассказать только те, кто был рядом с Артемом в эти дни. Однако военные не дают никаких официальных комментариев. А, как известно, молчание знак согласия.

Многие сейчас попытаются свалить смерть мальчишки на холодное обмундирование от Юдашкина. Но парень служил в старом бушлате. Может, тогда дело не в реформах. В жизни бывает всякое: на гражданке тоже умирают и от пневмонии, и от менингита, и от гриппа. Но когда мать доверяет любимого сына командиру, она надеется, что тот о нем позаботится. Получается же наоборот. Из армии парни возвращаются с букетом болячек, отбитыми почкам, или не возвращаются вовсе, как в случае с Артемом.

Сейчас по факту смерти Артема Диделева проводится проверка. В воинской части работают сотрудники прокуратуры. Экспертиза должна ответить на вопрос, своевременно ли парню оказали медицинскую помощь, насколько верна информация, что солдат несколько дней ходил с температурой, есть ли причины упрекать кого-то в смерти Артема.

Комментарий специалиста

Елена ИОАННИДИ, завкафедрой инфекционных болезней ВолГМУ:

- Менингит – это инфекционное заболевание, когда бактерия вызывает воспаление коры головного мозга. Он бывает разный: серозный, бактериальный (гнойный). Инфкубационный период - от нескольких часов до нескольких дней. Обычно гнойный менингит достаточно легко лечится антибиотиками. Но если организм ослаблен или менингиту сопутствует другое заболевание, то лечение может осложниться.