Реформы министра обороны Табуреткина (именно так его называют в среде военных) докатились до нас, мирных жителей. У Твери отбирают то, что дало ей в свое время дыхание и кровь - Академию ПВО (сейчас ВКО). Решив, что инопланетяне нападать на Россию уже не собираются, а США нас и так победили, "эффективные менеджеры" сокращают ведущий военный вуз, занимающийся подготовкой специалистов в области военно-космических вооружений и ПВО. Академия - не только вуз,но крупный научно-исследовательский центр. Зенитно-ракетные комплексы С-300, верой и правдой служащие по всему миру, разработали именно здесь. Что разрабатывается сейчас - военная тайна.

Мой дедушка В.А. Шерстобитов стоял у основания Академии им. Жукова. По его учебникам учились сербы, сбившие во время американской агрессии против Югославии самолет-"невидимку". В НИИ-2 и Академии ПВО служили деды и отцы всей сегодняшней тверской интеллигенции.

Кстати, вчера отмечал 50-летие муж моей тети, Саша Олейников, полковник, участник разработки всяких там "Тополей" и "Булав", служащий в НИИ в Юбилейном, чей отец стоял у основания нашей Академии. На юбилее в НИИ были крупные чины из Генштаба. Сашу тоже на днях сокращают из армии.

Военная наука Табуреткиным не нужна. 45-ти - 50-летние высоквалифицированные специалисты, ученые, вынуждены искать себе работу. Не удивлюсь, если они найдут ее у "потенциального противника"

Российское военное сообщество взбудоражено реформами министра обороны Сердюкова. Негативные последствия нововведений могут коснуться известнейшего и авторитетного военного учебного заведения в Твери – Военной академии воздушно-космической обороны имени маршала Г.К. Жукова.

Военная академия ВКО (далее ВА ВКО) в Твери – единственный вуз в России, готовящий для армии всех специалистов ВКО. Главы правительств СНГ признали его в качестве базовой организации по подготовке военных кадров для Объединенной системы ПВО стран - участниц СНГ. В академии готовят офицеров-командиров одновременно для ПВО и ВКО.

Напомним читателям, что ныне вкладывают в понятие «современная война». В будущих масштабных войнах (не дай Бог им разразиться!) не будет сплошных фронтов, крупных армий, то есть того, что было в Великую Отечественную войну. Главным оружием станут воздушные и космические средства и методы нападения и обороны, а военные действия приобретут характер «сетевых войн», когда противники осуществляют нападение или оборону на локальной территории с целью ликвидировать (защитить) систему управления, уничтожить (сохранить) административные и крупные промышленные центры, военные объекты. Война станет бесконтактной для солдат, удары с воздуха или из космоса будут наноситься издалека, сохраняя тем самым живую силу и технику нападающей стороны. Поражение Югославии и Ирака от США в очень похожей войне –наглядный пример современного метода ведения боевых действий.

То, что происходит сейчас, кадровые офицеры называют диверсией, направленной на развал военной науки – чтобы Россию можно было взять голыми руками. «Умные головы» намерены ВА ВКО в Твери прикрыть, а ее функции передать какому-нибудь другому вузу или даже двум вузам, но не в Твери. С резкой критикой этих планов выступил ряд военных профессоров, направивших «вверх» обращение, в котором говорится о крайне опасных последствиях для безопасности России, если произойдет «реформирование» подготовки кадров для воздушно-космических войск России. В «Военном обозрении» «Независимой газеты» появились публикации нашего земляка – ветерана войны, почетного профессора ВА ВКО Ивана Васильевича Ерохина, со знанием дела проделавшего анализ негативных последствий такого шага.

«Реформаторы» прямо-таки помешаны на экономии, забывая, что в случае возникновения угрозы для безопасности страны возводить экономию в некое божество, мягко говоря, неправильно. Профессор Ерохин отвечает им: «ВКО – сложнейшая самостоятельная система, и «попутно» либо «дополнительно» к чему-то ее не создать и никуда не внедрить или не пристроить». Далее он утверждает, что воздушно-космическая оборона имеет ранг общегосударственной задачи, следовательно, и подготовка специалистов должна быть «надвидовой», то есть не привязанной к какому-то одному виду вооруженных сил, а академия ВКО должна быть самостоятельным военным вузом в системе вузов Вооруженных сил РФ.

Профессор убежден, что «интегрированный» специалист по ВКО должен обучаться большому комплексу знаний о формах и способах применения всех компонентов ВКО: системы предупреждения о ракетном нападении, противоракетной и противокосмической обороны, контроля космического пространства, зенитного ракетного огня, истребительного авиационного прикрытия, разведки и радиоэлектронной борьбы и многое другое, в том числе способам управления всем перечисленным. Значит, подготовка «интегрированного» специалиста возможна только под единым руководством и в общей образовательно-обучающей среде. Лишь ВА ВКО в Твери может обеспечить такое комплексное обучение.

«Ни в прошлом, ни в настоящем в России не было и нет другого учреждения, где бы работали специалисты обеих ветвей ВКО - противовоздушной и ракетно-космической обороны, - утверждает профессор Ерохин. - Но при ликвидации ВА ВКО или исключении из ее структуры одного из компонентов (ПВО или РКО) продолжать исследования в области комплексной ВКО и реализовывать военные вопросы президентской Концепции ВКО РФ будет негде и некому. Любое расчленение погубит цельное».

Вузы, куда хотят перевести из Твери по частям академию, для таких целей не создавались, там нет соответствующих преподавателей, не говоря о научных школах, нет учебно-методической базы, им надо начинать с нуля. «А для чего, когда это есть (в Твери)?» - логично спрашивает Иван Васильевич.

Если ВА ВКО «сэкономят», то Тверь тоже потеряет немало. Академия ВКО совместно с 2 ЦНИИ МО РФ издавна являлась генератором (или рассадником, если угодно) передовых научно-технических идей и решений не только в военной области: предприятие «Центрпрограммсистем», например, является детищем бывших военных специалистов из указанных учреждений. И вообще, интеллектуальный климат города во многом поддерживается в том числе и этими учреждениями. Почти вся нынешняя городская интеллигенция, как это принято теперь говорить, элита Твери – дети и внуки офицеров, служивших в Академии ПВО или НИИ-2. С Академией связана история нашего города, его интеллектуальная и деловая жизнь.

Представьте себе, что академию переводят. Для многих семей переезд главы семьи в другой город станет трагедией. Для самих офицеров это означает потерю работы, заметим, специфической высококвалифицированной работы, которой кроме как в Твери нет нигде в России, да и в мире тоже, кроме США.

Но в целом - не это главное. Главное - пострадает безопасность России, у которой, по выражению императора Александра III, есть только два верных союзника – это ее армия и флот. В XXI веке к этому числу следует добавить и ВКО. Понимают ли это «реформаторы»?

Борис Ершов