Число иностранцев, приезжающих в столицу на заработки, растет как на дрожжах.
Объемы миграции стали оказывать серьезное влияние на все сферы жизнедеятельности города. Несмотря на это, Федеральная миграционная служба планирует резко увеличить в этом году количество иностранной рабочей силы в Москве. Как это скажется на столице и ее жителях?
По экспертным оценкам, численность мигрантов в Москве плавно преодолела планку в 3 миллиона человек. Только треть из них - приезжие из регионов России, остальные - гости из стран ближнего и дальнего зарубежья. Проще говоря, каждый шестой прохожий, которого мы видим на столичных улицах - не москвич.
Подобная ситуация стала вызывать в последнее время резкое беспокойство не только у коренных жителей столицы, но и у городских властей. С другой стороны, понимая специфику потребностей столицы, московское правительство посчитало возможным привлечь к работе в городе около 700 тысяч человек из ближнего зарубежья и 90 тысяч - из дальнего.
Между тем федеральные чиновники настаивают на необходимости изменить квоту, уменьшив ее дальнему зарубежью в два раза, но зато увеличив вдвое ближнему, до 1 миллиона 500 тысяч человек. В сумме получается 1 миллион 545 тысяч работников-мигрантов. Это более четверти от всех 6 миллионов иностранцев, которых планируется пригласить на работу в Россию.
Привлечение такой армии иностранных работников должно быть обоснованным и иметь весомые аргументы. На сегодня главным из них является утверждение, что москвичи, дескать, не хотят выполнять низкооплачиваемые и трудоемкие виды работ. Например, торговать на рынках. Однако, по данным московской автоматизированной информационной системы учета торгующих через "карточку продавца", в настоящее время иностранцы работают лишь на 78 рынках Москвы из 114 существующих. На остальных - порядка 30 процентов - торгуют исключительно россияне.
Предположение, что и на этих рынках иностранцы работали, но нелегально, неверно. Даже после жесткого усиления контроля и целой череды рейдов по столичным рынкам в поисках мигрантов-нелегалов, эти рынки свою деятельность не прекратили. Во всяком случае, пока. Скорее всего, все останется как было, только возрастет число "новых россиян", только что получивших гражданство.
Нелегалы, конечно же, останутся. Просто их станет меньше. Управление ФМС по городу Москве не может пока назвать точную цифру, говоря о "возможных 200 тысячах нелегальных иностранных работников".
Москве, безусловно, требуется много рабочих рук, так как она является наиболее динамично развивающимся субъектом России. Но необходимо помнить и расхожую истину: "Москва - не резиновая"... Возможности города принять столь беспрецедентное количество иностранцев ограничены. Ведь всех их необходимо обеспечить рабочими местами, приемлемыми социально-бытовыми условиями и достойной зарплатой.
Налицо очевидное навязывание столице дополнительных нагрузок, которые автоматически последуют вслед за прибытием рабсилы. Коренным москвичам придется потесниться в детских садах и школах - дети иностранцев там тоже будут учиться, усугубятся транспортные проблемы, прибавится работы и у правоохранительных органов.
А жить все эти гастарбайтеры будут на нелегально сдаваемых в аренду квартирах. На росте благосостояния мегаполиса это вряд ли скажется.
Если у столицы нет реальных потребностей в предполагаемом количестве мигрантов, то их появление моментально повлияет на рост конкуренции и социальной напряженности, отразится "перегревом" рынка труда, негативно скажется на размере средней заработной платы в городе.
Более того, лицо города, его социокультурная палитра, морально-психологический климат, язык, привычки - весь уклад устоявшейся жизни будет скорректирован. Обострятся межэтнические конфликты. Искусственное раздувание рынка труда вызовет обычную "передозировку", которая ничем хорошим закончиться не сможет. Шлейф сопутствующих проблем говорит против лишних рабочих рук. Если превысить критическую массу гастарбайтеров, то нарушится баланс трудовых ресурсов и возникнет самая настоящая угроза трудовой, а в недалеком будущем - и территориальной целостности столицы.
Газета "Труд"