Заседание посвящено предстоящему подписанию Акта о каноническом общении Русской православной и Зарубежной церквей. Историческое событие состоится завтра в Храме Христа Спасителя. Это будет последний Синод, который пройдет без участия архиереев РПЦЗ.
 
Согласно документу, Зарубежная церковь сохранит свой Синод, то есть, будет самоуправляемой. Такой статус уже имеет Украинская православная церковь, оставшаяся в составе Московского патриархата, но сохранившая свою независимость. Встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с прибывшим во вторник в российскую столицу митрополитом Лавром прошла «в теплой обстановке», сообщил секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов.
 
«Патриарх Алексий сердечно приветствовал членов делегации и выразил радость в связи с приближением полного восстановления церковного единства», – сказал Балашов.
По его словам, предстоятель Русской церкви также вспомнил о том, как начинался путь к этому единству три года назад, когда митрополит Лавр совершил первый официальный визит в Россию.
 
«Три года назад мы вместе молились, вместе заложили камень в основание храма на трагическом месте Бутовского полигона. С тех пор время пролетело быстро, и 19 мая мы будем освящать этот новый храм», – сказал Патриарх.
 
Он поблагодарил Бога за то, что Русская церковь в Отечестве и за границей теперь вместе, несмотря на все трудности, возникавшие на пути к воссоединению за это время.
 
«Сейчас мы стоим перед историческим событием – прекращением раскола в нашем народе, который в начале XX века породила гражданская война», – отметил Алексий II, слова которого приводит Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». В свою очередь митрополит Лавр выразил удовлетворение по поводу того, что продолжавшаяся три года работа комиссий пришла к благополучному завершению.
 
История Русской Православной Церкви за рубежом
 
Русская Православная Церковь за рубежом, объединяющая до полумиллиона верующих более чем в 30 странах мира, и до 1917 года имела некоторое количество приходов и обителей за рубежом.
 
После разгрома белого движения, когда из России эмигрировали более 2 миллионов человек, в числе которых были священнослужители, появилась необходимость не только строить новые храмы, но и упорядочить церковную жизнь.
 
Ноябрь 1920 года - Архиереи, покинувшие Россию, на Первом соборе в Югославии  образовали Высшее Русское Церковное Управление (ВРЦУ) за границей, которое положило начало РПЦЗ.
Каноническим основанием для этого послужил Указ св. Патриарха Тихона № 362 от 7(20 ноября) 1920 года, по которому части Церкви, оказавшиеся за линий фронта или за границей, не имеющие возможности контактировать с Центром , должны организовать свое собственное управление во главе со старшим архиереем, оказавшимся в этой части Церкви.
Так началась история РПЦЗ (иначе ее называют "карловацкой", или "синодальной", церковью).
 
21 ноября - 3 декабря 1921 года - В Сремских Карловцах на территории Югославии был учрежден Всезаграничный Русский Церковный Собор, выступивший против власти большевиков.
Тогда же было принято «Послание чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим».
Это вызвало недовольство советской власти и от Патриарха Тихона потребовали роспуска ВРЦУ. Патриарх под давлением властей вынужден был издать указ о закрытии ВРЦУ заграницей.
 
31 августа 1922 года -  Образован Временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), который  возглавил один из старейших и самых авторитетных иерархов того времени - митрополит Киевский и Галицкий Антоний Храповицкий (1863-1936).
Именно он набрал большинство голосов на выборах патриарха в 1917 году (но поскольку патриарх выбирался жеребьевкой, им стал митрополит Тихон - ссылка на биографию).
Представителей церкви, созданной русскими архиереями-эмигрантами во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) называют "зарубежниками" (до 1944 года сторонников этой церкви называли "карловаты", так как в это время Синод располагался в г. Сремски-Карловцы).
В конце 1920-х годов среди русской церковной эмиграции возникли свои противоречия.
 
29 августа 1927 года - Допущенный большевиками к управлению Российской Церковью митрополит Сергий (Страгородский) опубликовал Декларацию, в которой заявлял, что Церковь едина с советским богоборческим правительством и потребовал в ультимативной форме от всего эмигрантского духовенства письменной подписки о лояльности советской власти.
Почти все зарубежные иерархи и священники отказались дать подписку о лояльности, митрополит Сергий заявил о разрыве этого духовенства с Московской патриархией.
С этого момента Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ) оказалась совершенно самостоятельной церковной структурой, осознающей себя как «временно самоуправляющаяся на соборных началах часть поместной Российской Церкви».
 
Середина 1930-х годов - В Западной Европе сложилась сохранившаяся до наших дней «расстановка сил» в русской церковной эмиграции: консервативная РПЦЗ (ее приходы находятся в основном в Швейцарии и Германии), либеральные «евлогиане» Константинопольского патриархата (Франция) и немногочисленные приходы Московского патриархата, появившиеся в основном после Второй мировой войны и сильно умножившиеся в последние десятилетия (больше всего их в Великобритании, но немало и в Германии).
 
1936 год - Скончался митрополит Антоний  и его преемником стал митрополит Анастасий.
 
1938 год - Состоялся Второй Всезарубежный Собор, который принял два послания: «К Русскому народу в Отечестве страждущему» и «К Русской пастве в рассеянии сущей».
Во время войны немцы с угрозами потребовали от митрополита Анастасия, который оставался в Югославии, написать послание к русскому народу о сотрудничестве с фашистской Германией.
Анастасий отверг эти требования, однако РПЦЗ поддержала Комитет освобождения народов России (КОНР), созданное генералом А.А. Власовым.
К концу войны митрополит Анастасий переехал в Вену, затем в Карлсбад и, наконец (после окончания войны) в Мюнхен. Здесь в 1945-1950 годах обосновался Центр русской церковной и общественной жизни. В 1950 году Заграничный Синод РПЦЗ переехал в Нью-Йорк.
 
1964 год -  митрополит Анастасий, за год до своей кончины, ушёл на покой и главой РПЦЗ был единогласно избран епископ Брисбенский (Австралия) преосвященный Филарет, который управлял РПЦЗ в течение 21 года.
 
1986 год - В связи с кончиной митрополита Филарета, первоиерархом РПЦЗ стал архиепископ Монреальский и Канадский Виталий (Устинов).
 
10 июля 2001 года -  Митрополит Виталий ушел на покой по состоянию здоровья.  Первоиерархом РПЦЗ стал архиепископ Троицкий и Сиракузский Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла).
Под его духовным началом находится около полумиллиона православных, проживающих более чем в 30 странах мира, в первую очередь в США, Австралии, Германии, Канаде и Франции. В юрисдикции РПЦЗ находятся 19 архиереев, около 600 священнослужителей, 16 епархий, 39 монастырей и скитов, 454 прихода.
В том же году от "зарубежников" отошли приходы, не согласные с избранием Лавра (Шкурлы). Усилило этот раскол то обстоятельство, что 90-летний митрополит Виталий (Устинов) - прежний первоиерарх, ушедший на покой по старости, - вдруг передумал и заявил о незаконности избрания митрополита Лавра.
Во главе РПЦЗ оказались два взаимно не признающих друг друга первоиерарха, последователи которых называли себя, соответственно, РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В).
Первые, безусловно, преобладают количественно и настроены на воссоединение;
вторые - в меньшинстве и относятся к Московской патриархии непримиримо, как и их предшественники по церковной эмиграции.
После окончания советского периода, в условиях наступившей религиозной свободы, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II несколько раз обращался к Русской зарубежной церкви с призывом начать процесс сближения, считая, что "отпали причины, которые лишали Зарубежную церковь возможности воссоединиться с Матерью-Церковью".
 
Май 2004 года - Состоялась первая встреча Алексия II с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром, на которой было принято решение добиться воссоединения двух частей Русской церкви.
 
РИА "НОВОСТИ"
 
ИА «Новый Регион»