Очередное столкновение на межнациональной почве произошло на Юге России. На этот раз крупная драка, в результате которой пострадали более двадцати человек, произошла в поезде № 375 Тюмень-Баку. Об инциденте СМИ упомянули вскользь.

Первый конфликт между дагестанцами и калмыками произошел в вагоне-ресторане, когда состав проезжал по территории Калмыкии. По свидетельству очевидцев, причиной инцидента стало поведение дагестанцев, которые попросили у одного из граждан калмыкской национальности мобильный телефон – позвонить, а затем отказались его вернуть. Последовала короткая потасовка, в результате которой мобильник был возвращен, а стороны обменялись угрозами в ближайшее время как следует «разобраться» друг с другом.

То, что угрозы не были пустыми, выяснилось очень скоро. На последней калмыкской станции – Артезиан, в вагоны ворвалось до пятидесяти молодых людей, с ножами и кусками арматуры. Они избивали всех встречных пассажиров, похожих на кавказцев.

Газеты приводят свидетельство одного из пострадавших - 42-летнего предпринимателя Вугара Мамедова, работающего в Москве, но по делам бизнеса заехавшего в Тюмень, и оттуда отправившегося погостить на родину – в Баку: "Я не был в ресторане и ни с кем не дрался. Услышал шум и крики и вышел из купе. Увидел, как какие-то ребята избивают пассажиров, и вмешался. Кто-то ударил меня по голове. Очнулся уже в Кизляре". По словам пострадавшего, налетчики не только избили его, но и ограбили, похитили $600, но в правоохранительные органы он обращаться не стал.

Поезд со станции Артезиан отправили на десять минут раньше, чем планировалось. А на следующей станции в дагестанском Кизляре его встретили усиленные наряды милиции и "скорые". Пятеро участников нападения были задержаны. Более чем 20 пассажирам пришлось оказывать помощь, один из них до сих пор находится в кизлярской больнице. Есть пострадавшие и среди милиционеров. Одному из них пробили голову куском арматуры.

Представители ЛОВД на станции Кизляр, сотрудники которого пресекли драку и теперь разбираются в инциденте, как заклинание повторяют, что не видят в произошедшем межнациональный подоплеки: «Люди в ресторане подвыпили и повздорили. Потом по сотовым телефонам позвали на помощь своих знакомых». Сейчас по факту происшедшего ведется проверка, уголовное дело, скорее всего, будет возбуждено по статье "Хулиганство".

Между тем, даже поверхностный взгляд на происшедшее как раз говорит об обратном. В частности, о том, что межнациональные отношения на юге страны столь накалены, что любой инцидент может привести к массовым столкновениям. Один из сотрудников Астраханской прокуратуры на условиях анонимности сообщил следующее: «Отношение между калмыками и представителями кавказских народностей – дагестанцами и чеченцами в последние годы сильно обострились. Кавказцы относятся к калмыкам с подчеркнутым призрением, а те в свою очередь считают, что южане позахватывали наиболее доходные места и паразитируют на них. Объективности ради следует отметить, что зачастую инициаторами столкновений выступает именно кавказская молодежь, представители которой в силу определенных национальных традиций стремясь выглядеть «красавчиками» и настоящими мужчинами, задирают калмыков (куда более спокойных и уживчивых), «показывают им их место».

Основное большинство подобных эпизодов остается неизвестными для широкой публики, скрываемые властями и сотрудниками правоохранительных органов. Исключение составили события в астраханском селении Яндыки, начавшиеся с осквернения могилы солдата-калмыка, погибшего в Чечне, а закончившиеся убийством и сожжением домов. Разумеется, и в этом случае власти не нашли в происшедшем ни межнациональной, ни религиозной, ни политической подоплеки.

И этот эпизод, и столкновение в поезде, и многие другие подобные инциденты говорят о глубочайшем кризисе национальной политики РФ. Под крики о «русском фашизме» и о «зверствах скинхедов» в ряде северокавказских республик в открытую ведется пропаганда национальной исключительности, «исторической вины» соседей и «великоросских шовинистов». Но правоохранительные структуры в упор не видят в этом разжигания межнациональной вражды, поскольку эти эпизоды никак не укладываются в заданные рамки «русского фашизма и экстремизма». Особенности условий жизни северо-кавказских народов некогда были таковыми, что враждебное, настороженное отношение к чужакам и сплоченность соплеменников были необходимыми условиями выживания. Уже давно нет угрозы со стороны кочевников, арабов, турок или других завоевателей, но особенности менталитета остались. И теперь они вновь актуализируются, в том числе и с помощью пропагандистских штампов о «русско-фашистской», «калмыцкой», «осетинской» и иных угрозах.