Интервью координатора ДПНИ-Коми,  лидера общественного объединения "Пара Беллум",  писателя и драматурга Юрия Екишева азербайджанскому интернет-ресурсу Trend Life.

- Как вы считаете, почему приток в Россию иммигрантов из стран бывшего СССР оборачивается ростом ксенофобии и числа преступлений на национальной почве?

- Смотря что считать преступлением на национальной почве и как вести статистику. Сегодня преступления против моего народа даже не считают за таковые. Недавний комментарий взрыва около станции метро меня просто сразил: «Поскольку все жертвы оказались славянского происхождения - то национальный признак преступления не усматривается…» Вот как! То есть преступление против приезжего иммигранта - сразу идут «в зачет», а против коренного населения - делай что хочешь. Это вылезает на свет однобокость нынешнего режима, который я считаю оккупационным. И вся его политика - от направленности СМИ до создания внутренних антагонистических лагерей, увы, подвержена именно оккупационной логике. За последние несколько лет численность моего народа, коми, - уменьшилась с 320 тысяч до 280, то есть на одну восьмую, на 12,5 %. А если говорить о русском суперэтносе - то демография еще трагичнее. Это не преступление? Думаю, многие процессы в России сегодня настолько отчетливо проявились в своих трагичных результатах, что практически каждый уже знает их и определился - на какой он стороне и в каком отношении к участникам. Вы хотите быть среди охранников моего народа, среди насильников, среди тех, кто помогает на каком-то выделенном ему уровне (не нефтяном, чуть пониже) быть распорядителем наших богатств? Ведь истина кроется не в нашем понимании. Любой русский сегодня ощущает ее в своем сердце, даже не умея выразить. От сердца и действует. Думаю, не секрет, что нынешний режим (богоборческая власть) и простой народ - в глубочайшем антагонизме. И в такой ситуации нельзя ни в коем случае выступать в роли буфера тем, кто заявляет о своем понимании ситуации. К моему глубочайшему сожалению, многие ваши соотечественники приехали к нам не для того, чтобы стать Ибрагимбековыми или Магомаевыми, а взять часть наших денег, практически ничего не производя. И соответственно настроившись по отношению к нашему обществу - ведь не секрет, что большинство приехавших - миллионы мужчин, в основном, среднего возраста, оставившие свои семьи где-то далеко. Кровь играет… Кругом во многом все же чуждый мир, другая культура, другие отношения… Их действия далеко не мотивируются ни братством, ни комплиментарностью, ни уважением к культуре хозяев… И мелочно фиксируемая возрастающая ксенофобия - лишь ответ, но никак не причина происходящих процессов. Я хотел бы сказать следующее. Как человек верующий - я вижу действующие ныне в мире силы, пытающиеся столкнуть христиан с исламом. Начиная от событий в Чечне или 11 сентября в Америке. И согласно пророчествам, нас ждет война с общим врагом.

- Почему в российском обществе сложилось такое ревностное отношение к иммигрантам, многие из которые заняты в «черных» работах? Ведь, по мнению российских СМИ, например, москвичи не соглашаются на работу, которой занимаются иммигранты из Средней Азии?

- Российские СМИ - давно не русские, и сознательно далеки от анализа того, что происходит на самом деле. Скорее всего, одна и та же рука и подогревает интерес к определенным событиям, и направляет их. Войдите в любой столичный книжный магазин - увидите огромные стены роскошных изданий, присмотритесь поближе - это издания о Третьем рейхе, о структуре гестапо, о люфтваффе, о танковых операциях Германии… И так далее… Это на фоне показной борьбы «против русского фашизма» за «толерантность»… Неужто вы не задумаетесь - а не шизофрения ли это? Или намеренное провоцирование подобных процессов, как это делается по всему миру? Как в Германии - с турками, во Франции - с арабами, в Англии - с индусами и пакистанцами? Вера в золотого тельца - очень мощная вещь, складывавшаяся тысячи лет в стройное здание, имеющая колоссальный опыт разложения национальных границ и черт. Тем не менее - она бывала в истории побеждена. Теми, кто имеет зрение, волю и силы победить. Вспомните, как пророк Мухаммед начинал свои действия в Медине и как равноапостольный князь Владимир действовал в Киеве. Вы увидите удивительнейшие (для неосведомленного ума) совпадения - ведь каждый, пусть будучи разной веры - действовал против одного и того же общего врага практически одними и теми же методами. Искренне. Точно. Отчетливо проявив в истории свою волю, потом подтвердившуюся созданием величайших империй, неподвластных поклонению золотому тельцу. Сегодня, говоря об иммигрантах в нашей стране, приходится констатировать, что в своих действиях по отношению к коренному населению они опираются не на религиозное, не на идеалы, а во многом на интересы, сформированные зачастую инстинктивно. Во многом, служа проводниками этой, пока что правящей «денежной» веры. И как к ним вы предлагаете относиться? Как к необходимым нам дворникам и торговцам помидорами? То есть, тоже руководствоваться мифической «экономической целесообразностью»? Считаю, в скором времени, когда мы разберемся с причинами социальных болезней - тогда и сами симптомы будут урегулированы. При нездоровой национальной политике невозможно говорить о здравых национальных проявлениях и способах их решения в нынешней системе ценностей.

- Почему образ азербайджанца в российском обществе, в основном, ассоциируется с торгашом на базаре? Почему люди забывают о Муслиме Магомаеве, Рустаме Ибрагимбекове, о  генерал-лейтенанте советской космонавтики Кериме  Керимове, дважды герое СССР Ази Асланове, об уроженцах Баку Ростроповиче и Ландау, и многих других?

- Давайте я начну со своего происхождения. И пойдем дальше разматывать клубок. Я чистокровный коми, угрофинн. Еще во времена династии Сасанидов Персия, по-нынешнему Иран, и часть Азербайджана - не просто знали о моей коми земле, тогда звавшейся Биармией, но имели теснейший торговый контакт, делавший Хазарию перекрестьем путей из Востока в Европу, и от нас - к вам. В Биармии Персия покупала в первую очередь меха, затем их очень дорого перепродавала, как предмет статусного потребления и роскоши, и на вырученные деньги - велись войны. Зайдите в запасники Эрмитажа - именно в наших, коми и пермских, землях собраны уникальные археологические коллекции золотых блюд и иных украшений Ирана, по которым можно восстановить целые исторические эпохи Персии. Как говорят специалисты - самые полные в мире. Такие устоявшиеся и прочные цивилизационные контакты ни могут не иметь определенной степени комплиментарности и взаимного расположения. Это о нашей предыстории. Теперь о тех, кого вы перечисляете. Я не только один из союза писателей Москвы, но еще и состою в Союзе кинематографистов республики Коми. В свое время кинокомпания «Эскомфильм» на несколько лет закупила права на постановку моего сценария «Ангел рода», что, к сожалению, до сих пор не осуществлено. Тем не менее, как кинематографист работал в иных проектах кинокомпании. В частности, несколько лет назад эстонец Аарво Ихо снял фильм «Сердце медведицы», во многом созвучный моему сценарному мироощущению, кстати, по сценарию Рустама Ибрагимбекова. Снимал он у нас, в Коми, и я многое ему показал - тот храм, что присутствует в фильме - я восстанавливал собственными руками со своей семьей в 1995 году. Это храм в честь Стефана Пермского, просветителя зырян. И как в таком случае я могу не знать о Рустаме и его творчестве? Скорее ваши вопросы - риторические, направленные не ко мне, а в целом к русскому обществу (я хоть и чистый коми - но в то же время абсолютно русский, для меня «не русский» - тот, кто извне России, частью которой был и Азербайджан, не так ли?). Но скажу другое - настораживающее. На дочь православного священника на моем городском рынке напали не Ибрагимбеков с Магомаевым. Другие люди…( ред. в российском СМИ было опубликовано, что Юрий Екишев был арестован ОМОН, когда хотел вступиться за девушку к которой на рынке приставали азербайджанцы). Тут же уехавшие к вам, на свою родину. И меня, когда я сидел в лагере на своей земле «за создание организации по защите своего народа» - охраняли кто? Русские? Назову только несколько фамилий из начальников отделения и лагеря - Мамедов, Велишев, Нуриев, достаточно? Могу продолжить… Это несимптоматично? Это не настораживает?

- Юрий Анатольевич, не кажется вам абсурдной идея «Россия только для славян», которую пропагандируют некоторые  националистические движения, ведь Россия все-таки многонациональное государство? Возможно ли посредством насилия обеспечить «светлое будущее»? Ведь великий русский писатель Достоевский утверждал, что  именно доброта спасет мир.

- Большая часть того, что вы упоминаете - приписывается патриотам или преподносится, как нечто страшное. Хотя для кого должна быть Россия, как не для русских? Для китайцев? Или может, для сенегальцев? Думаю, не надо здесь передергивать и переносить на газетные полосы то, что с одной стороны может быть доступно только серьезным институтским расологическим исследованиям о соответствии психотипов, состава крови, способности восприятия той или иной веры - и резких политических высказываний, преследующих иные цели, чем просвещение. Политика - продолжает многие процессы в обществе, но в то же время если вы, скажем, сравните декларации марксизма и их реализацию, всю эту борьбу дюрингов с анти-дюрингами, думаю, как честные люди, сделаете вывод - насколько далека практика от лозунгов… Насилие - думаю, такой же сегодня оболганный инструмент политики… Ведь ясно же что без применения силы - болезни не излечиваются. И представление, что болезнь у вас пройдет одними заклинаниями, что «аппендицит не для организма» или «только бы не было язвы» - по меньшей мере, наивно, если не вредно. Надо ставить диагноз. И надо затем применять силу разумно, для лечения болезни. Вот моя позиция, без всякого там лукавства, что какое-то «абстрактное толерантное добро» спасет мир. Думаю то добро (а точнее красота), о котором говорил Достоевский - это добро и любовь Христа, выгоняющего из храма покупающих и продающих. Не уговорами, а кнутом.

- В одном из интервью вы утверждаете, что идет война против русской нации? В чем это проявляется и почему жертвами опять же становятся работяги из стран дальнего и ближнего зарубежья? Неужели цвет кожи или разрез глаз может стать поводом для выплескивания негативной энергии и личной неустроенности в жизни, мордобоя и даже убийства?

- То, что идет война - это не мое личное мнение. 13 декабря в Москве прошла конференция военной оппозиции. И военные ученые, которых на этом форуме собралось уже больше, чем в Генштабе, - в один голос заявили, что война идет. Настоящая. Четкая по целям. Только иными средствами, чем мы привыкли раньше представлять. Но от этого она не перестает быть войной. И по результатам и разрушениям, и по конечной необъявленной цели наших противников. На войне приходится быть как на войне - чему вы удивляетесь? Можно ли разминировать заложенные под наше общество мины, и можно ли успеть избежать межнациональных взрывов, которые вспыхивают вовсе не по нашей воле? Можно и нужно. Но для этого надо знать картину моей страны в целом, чтоб видеть действующие силы. Если вы хотите стать союзниками - мы всегда готовы к диалогу.

-  Вы - писатель, человек который несет слово в общество, вы - богослов, человек который несет мир в общество, а чего вы добиваетесь, как общественный деятель? Трудно представить, что интеллигент, возглавляет движение, которое придерживается лозунгов - «Русские вооружайтесь», «Россия для русских», «Москва принадлежит нам»…

- Как православный, как писатель, как политик - я повторю одно и то же. «Не мир принес Я, но меч» - это слова Христа. И сегодня я отдаю каждую минуту своей жизни вовсе не борьбе за власть, которая мне не нужна как таковая - а следованию истине. Свободными делает истина. Где она сегодня? Перефразируя еще одну известную фразу - скажу, для нас она не в вине. В вине - погибель. А сегодня истина - в войне… Наше название «Пара Беллум», готовься к войне - я воспринимаю сегодня как приказ. От кого он исходит? От моего народа. Сегодня каждый русский испытывает то, что хуже голода, холода, рабства - это оскорбительное невнимание. Оно для каждого проявляется по-разному, от бабушки в очереди за пенсией, до молодого человека, выброшенного на улицу. Реальность сегодня испытывается не декларациями, а реальностью сделанного. Я, когда был осужден на два года, думал - ну вот, остаются друзья, соратники, различной степени организованности движения… - выйду уже в другой стране, раз такие есть предпосылки… И что? Все на тех же местах. Некоторые воюют с ветряными мельницами, уже не говорю о тех, кто отступили. Горько, тяжело… - даже не хочу подбирать слов о боли, - как еще описать то, что происходит - сотни офицеров в год кончают жизнь самоубийством, не зацепив с собой ни одного врага… А тысячи рядовых, воинов, мужчин? - целая армия в год… Времени нет на долгие разговоры - мы спрашиваем - человек идет с нами или нет. Если идет - одно отношение, если нет - другое… Ведь большинство лозунгов скажем так - неосуществимы. Тем не менее, а как еще человек может показать свою решимость отдать жизнь за что-то большее его самого? Это и проверка мыслей человека и его внутреннего желания. Да, когда мы станем той страной, которой нам предназначено быть - сильной империей с властью от Бога, отпадут надобности и в партиях, и в лозунгах, да и многом другом...

- Есть ли у вас друзья среди азербайджанцев, что знаете о нашей культуре, литературе и науке?

- Друзей азербайджанцев - нет. Есть друзья друзей, есть те, с кем вместе учились в МГУ, который в 80-е годы прошлого века был интернациональным конгломератом - от восточных немцев до… даже трудно вспомнить и перечислить всех. Несомненно, были и ваши соотечественники, и они, возможно, меня вспомнят не самым плохим словом. В окружении - есть люди частично с персидской кровью, даже из православного священноначалия. Как писатель и кинематографист - не буду перечислять, что я читал, какие фильмы смотрел. Например, лишь упомяну, что изучаю поведение различных этносов в критических состояниях, таких, как например, война. В Великую Отечественную многие азербайджанцы принимали участие в освобождении Крыма. Неподалеку от Керчи есть братская могила, в которой похоронены тысячи азербайджанцев, погибших при переходе Перекопа. В частности, у меня есть друзья, которые занимались темой 77-ой симферопольской дивизии, в основном, состоявшей из ваших соотечественников. Но вряд ли стоит в рамках интервью развивать эту тему с указанием отдельных эпизодов. Скажу другое - в ваших вопросах я почувствовал то, что не испытывал при общении с вашими соотечественниками на моей земле - искренний интерес. И думаю, что если вы считаете себя нам не чуждым народом, а братским, то с уважением отнесетесь к нашему нынешнему положению и ранам моего народа, которые мы стараемся залечить.

- Вам пришлось отсидеть два года за «разжигание межнациональной розни», а российские СМИ обвинят вас в фашизме и призыву к экстремистской деятельности. Так в чем же заключена ваша основанная деятельность?

- Спасибо за такое пристальное внимание к нашей деятельности. Что добавить… По происхождению я - коми, по образованию - математик, по призванию - писатель, по роду деятельности - политик, по социальному статусу - политзаключенный, враг нынешнего бандоподобного во всех проявлениях государства… Вы правы - может слишком много? И как все это, не разрывая личности, во мне уживается? Начну с простого - мужество следовать истине кому-то может и присуще с рождения, но мне пришлось его в себе воспитывать. Математика - дала мне четкое категориальное мышление, методологический подход к проблемам и их разрешению, даже в области веры, которая, как апостол Павел, говорит, является «исповеданием невидимого, как видимого». Здесь без четкости не обойтись. Также как и без выражения истины, которое уже не умещается в цифру и требует слова. Поэтому уже и следующая ступень - писательство. Но отношение к слову требует действия - и вот уже на пороге политика. И далее - уже включаются все возможности личности. Хочу ли я просто говорить о нынешних проблемах подобно тысячам, посылая в огонь других - или же сам способен в первую очередь вести и отвечать за свои слова? Отсюда - и заключение, и тюрьма, и лагерь. Совершенно сознательные. Я знал, что делаю, и на что способен противник. Более того - именно это во многом для меня подтверждает сегодня правильность наших действий. Посмотрите - тысячи людей собираются и просят у правительства очередных подачек или послаблений, психологически проигрывая - ну дадим им самый распоследний шанс что-то исправить… И их охраняет горстка милиционеров. Почему? Потому что они пришли что-то просить, а не изменить. Я пришел в политику, очень желая мира, расположенный к тому, чтоб сидеть в глуши русской деревни, мечтая о том, чтоб бродить по таежным рекам с удочкой… Я очень желаю мира и пришел за миром, путь к которому лежит через войну, согласно древним цивилизационным истинам. И пришел не просить, а делать, чтоб закончить давно уже идущую войну, начатую не нами, но против нас. Кто этого не видит, не видит войны со всеми ее отвратительными последствиями - либо человек слепой, либо лукавый. Зрение дает вера. И она же помогает нести многие сверхнагрузки, лежащие на плечах человека, подходящего к политике как к тяжелому насущному бремени. Когда рядом со мной перестанет литься кровь моих братьев, соседей по деревенской уединенной жизни, когда наши садики вновь наполнятся детьми, а не тенями, которые не знают, с какой стороны есть котлету, привыкшими к монодиете из пустого чая с хлебом, - тогда я вернусь домой к письменному столу. Мотивы мои понятны? И мне в каком-то смысле без разницы - как меня называют. Знающий и понимающий человек, по крайней мере, не следует тем ярлыкам, которые используются нашим противником для нагнетания истерии. Придет время, Россия, обернувшись, еще удивится - разве мы могли так жить, говорить такое, как мы не замечали постоянно льющейся крови, травли, убийств и как мы выстояли? Суд истории - иной, чем суд СМИ. Мы выдержали гораздо больше, чем кто либо в своей истории. Посмотрите - царь Николай, казалось бы был поруган, убит вместе с семьей, предан забвению. Прошло несколько поколений, откуда, казалось бы, взяться правде? Все же вытравили, вытоптали… Тем не менее - сегодня он прославлен как Царь-мученик. Кем? Русскими. Несмотря на десятилетия обвинений в «кровавости» или «слабости». Это факт.

- Ваша фраза из интервью - «Если вы приедете в Азербайджан и скажете, что хотите пожить у них, переждать войну в Чечне, послужить в милиции, а потом возглавить районы и министерства - на вас как на сумасшедшего посмотрят!» Как можно утверждать такое, не побывав в Азербайджане? Кстати, со времен распада СССР в нашей стране не закрыто НИ ОДНОЙ РУССКОЙ ШКОЛЫ, в вузах продолжается обучение на русском и действует единственный в Закавказье Бакинский Славянский Университет. Если пройдетесь по Баку, то увидите, сколько русскоязычных в столице, а количество популярных СМИ на русском языке гораздо больше раскупается, чем даже азербайджанские издания…

- Но ведь нет у вас русских охранников и начальников лагерей, содержащих азербайджанских пленных? Или у вас есть коми - главы районов, где проживает сплошь коренное азербайджанское население (как у нас глава района, полностью сельского, с которого начинал проповедь православия Стефан Пермский - Мустафа Махмутов…)? Или может мои соотечественники владеют рынками в Азербайджане? И не пускают туда местных жителей? А у нас все это есть… К сожалению. Даже какое-то время недавно сенатором от республики Коми, представителем в Совете Федерации, был… Рахим Азимов… Мой народ в федерации суверенных государств (так по конституции) представлял, мягко скажем, далеко не коми человек… Или это баланс такой и есть аргументы и для такого представительства? Кто посмеет сказать мне, что это логично и правильно и что это так и должно быть? Не участвуйте в процессах национального унижения, и не поддерживайте тех, кто проводит политику пренебрежительного невнимания к моему народу - и не будет никаких претензий. Этим вы в первую очередь унижаете себя.
 
Азербайджан, Баку, 3 марта