Выступление соратника Центрального Совета ДПНИ Алексея Михайлова

на конференции «ЧТО ТАКОЕ НАЦИОНАЛИЗМ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА»в Доме Журналистов.

Москва, 07.03.2007

 

Отрадно, что у нас наблюдается столь полное единство мнений в вопросе о том, что такое национализм, и на чем он основывается. Поэтому не вижу смысла ещё раз подробно пересказывать очевидные вещи: в основе национализма лежит инстинкт самосохранения нации; нация формируется факторами генетического, исторического, психологического и культурного родства людей; все эти факторы являются необходимыми; они не существуют по отдельности, но тесно взаимосвязаны. Это для нас очевидно. Соответственно, хотелось бы сосредоточиться не на определении, а на специфических аспектах и свойствах, присущих национализму:

 

Итак, национализм – это естественное, здоровое чувство, оформленное в идеологию и систему ценностей. И оно достаточно универсально. Можно пытаться дать определение таким понятиям, как «любовь», «воля», «свобода», но дело не в определениях. Это надо прочувствовать, прожить. Думается, что все, кто здесь собрался – обладают таким опытом. И это намного важнее любых вербальных конструкций.

 

Поэтому вопрос о необходимости единой точной формулировки – спорен. Его конечно надо задавать и решать для себя. Но варианты ответов у каждого могут быть свои, и это вполне нормально. Это можно воспринимать скорее как духовно-интеллектуальные упражнения, необходимые каждому лично, чем академические дискуссии. Повторю: излишний академизм нам сейчас не нужен, от теории надо идти к практике. Наша цельреабилитация и распространение этих идей. Народ должен перестать стыдиться национализма, начать уважать себя!

 

В основе национализма лежат понятия «свои» и «чужие». Это разделение фундаментально и является необходимым условием жизнеспособности общества. Причем чужие не обязательно должны выступать в роли «образа врага». Есть очень хороший, истинно националистический лозунг: «Сначала – родные, потом - остальные». Там, где об этом забывают, где понятия свой / чужой размыты или извращены, неизбежны упадок и деградация.

 

Переходя в политическую плоскость, национализм приобретает различные «добавки»: национал-патриотизм, национал-либерализм, вплоть  до самых диких и экзотических, вроде национал-большевизма. Самым известным вариантом политического национализма, получившим яркое историческое воплощение, стал, конечно же, национал-социализм. Здесь отметим одну важную деталь – корень «национал» всегда идет первым. Это первично, далее следует политический довесок, часто выбираемый из соображений политической конъюктуры. Даже в случае национал-социализма, ставшего самостоятельной идеологией, есть основания полагать, что его создатель привнес модное и современное в ту эпоху слово «социализм» чисто прагматически и, выведя национализм из области архаики, перехватил таким образом инициативу у левых марксистов-интернационалистов.

 

Говоря о невозможности единого для всех определения национализма, важно также помнить, что его трактовка может и должна быть разной в разных слоях общества. И это опять-таки совершенно нормально: наивно требовать, скажем, от  дворника, офицера и профессора одинакового уровня национальных чувств и формы их проявления. Здесь вполне уместен кастовый подход, обеспечивающий единство общества на основе общих целей и ценностей, но исключающий коммунистическую «уравниловку».

 

В чем отличие между Западом, который многие ставят в пример «здорового отношения» к национализму и Россией, где эта идеология фактически находится на нелегальном положении? На самом деле, мы в проигрыше только на первый, очень поверхностный взгляд. В западных странах в течение десятилетий осуществлялся подлог: слово «национализм» у них осталось, но идентификация нации была размыта, свелась к формальным вопросам гражданства, лишь в редких случаях – к вопросам культурных ценностей. Наиболее ярким примером является родина понятия «гражданской нации» – Франция с её выхолощенным, кастрированным национализмом без этнической и расовой компоненты.

 

У нас – противоположная ситуация. Коммунисты действовали примитивно, подавляя национализм (прежде всего – русский). Точно также они продолжили действовать после «перестройки» и развала СССР, переименовавшись в «демократов», а теперь – в «патриотов». Так что русский национализм сегодня – хоть и полулегальный, но живой и очень, скажем так, этнический. Сейчас даже если «Единая Россия» в полном составе займется извращением и профанацией понятия «национализм», сделать это им будет не легко. Тем не менее, такая опасность есть, и мы должны направить наши усилия на то, чтобы русский национализм, распространяя свое влияние в обществе, оставался полноценным по содержанию.

 

Остановимся кратко на некоторых особенностях национализма. Они представляются важными для пропаганды, для объяснения, почему национализм хорош, и зачем он нужен обществу:  

 

  1. Национализм – это объединение, синтез. Причем не только в смысле единства различных социальных слоев. Это ещё и своеобразный мост из прошлого в будущее; он снимает противоречия между консерватизмом и прогрессом. Националист уважает традиции, чтит предков, но при этом нацелен на современность, ему важно самосовершенствование и усиление здесь и сейчас. Так происходит и усиление нации в целом. В свою очередь, конкуренция между нациями обеспечивает прогресс всему человечеству. Очевидно, что при возобладании энтропии, при всеобщем смешении рас и исчезновении наций – закончится и прогресс.
  2. Национализм – это энергия, ресурс. Многие полагают, что принятие правильных законов, постановлений или программ способно само по себе спасти ситуацию. Это не так: любая схема, любой механизм нуждаются в энергии, в топливе, чтобы функционировать. Национализм дает такую энергию; причем она пробуждается именно во время кризиса, или перелома,  о чем свидетельствует вся европейская история, надо только с умом направить эту силу. Поясним на примере:  чиновник, коррумпированный пришлыми этническими кланами, при господстве национализма будет восприниматься всеми не просто как нарушитель закона, а как национал-предатель, со всеми вытекающими. Анти-коррупционные законы «заработают» и жизнедеятельность незваных гостей будет сильно затруднена.
  3. Национализм – это чистая совесть. Насаждаемая ныне «толерантность» ко всем и вся является прямым насилием над психикой здорового человека, войной против здравого смысла. Это не что иное, как отрицание генетического и личного опыта, подавление умения логически мыслить, устанавливать связи. «Толерантный» человек вовлечен во внутренний конфликт, он начинает стыдиться самого себя. Вспомним получивший известность любопытный опыт, зафиксировавший снижение эффективности умственной деятельности группы европейцев после того, как им были показаны фотографии негров. Испытуемым приходилось напрягаться, блокируя естественные чувства отторжения чужих. Национализм освобождает от этих нелепых комплексов и предрассудков. Националист уважает не всех без разбору, а только тех, кто этого заслуживает.

  4. Национализм – это здоровье, иммунитет. Да, иммунитет является противоположностью «толерантности», если вспомнить медицину. И обществу он необходим не меньше, чем организму. Вообще, националист исповедует культ здоровья, поскольку он нацелен на будущие поколения и не променяет это на мелкие сиюминутные удовольствия. Невозможно представить себе националистическую организацию или политика, которые проповедовали бы сексуальные извращения, наркоманию, гедонизм… Не случайно именно националисты являются сейчас самыми деятельными противниками этих деструктивных явлений. Вспомним хотя бы срыв нашими усилиями гей-фестиваля и «лав-парада» в Москве в прошлом году. Повторим: здоровая личность – залог  здоровья общества. Нам нужна здоровая иерархия, подлинная элита, а не сборище временщиков-«прихватизаторов», отравляющих своим дурным вкусом и лже-ценностями всю страну.

  5. Национализм – это эстетика, стиль, хороший вкус. Даже рьяные противники национализма согласятся с тем, что германский национал-социализм явил пример безупречного эстетического вкуса; он до сих пор вдохновляет множество людей по всему миру. Другой пример – Япония, не смотря на удаленность от нас этой культуры, также демонстрирует связь высокой эстетики и этики национализма, восходящей к самурайскому кодексу чести. Можно сказать так: эстетически национализм всегда побеждает. Кроме того, именно эстетика приводит в национализм наиболее деятельных и духовно развитых людей. Эстетическая мотивация играет огромную роль прежде всего для элиты, для основы движения.

  6. Национализм – это дух, мистика, эзотерика. Не побоимся этих слов, хотя в последнее время они сильно опошлены дешевым коммерческим шарлатанством. Националист способен прочувствовать связь времен, ощутить себя частью нечто большего, чем личность или социальная единица, причем не только «духовно», а вполне конкретно через гены, через историю своих предков. Националистическая метафизика обладает сильнейшим влиянием на подсознание, являясь наиболее мощным каналом массового подключения к архетипам. Национализм может дать простому человеку колоссальный духовный опыт, сравнимый с религиозным. Так же национализм дает прямую, конкретную связь духовного и политического начал.
  7. Наконец, самое главное: Национализм – это необходимость. Сегодня национализм просто необходим для выживания русского народа. У нас уже не осталось тылов, отступать некуда, прятаться негде. Ни «государство», ни «просторы», ни «ракеты», ни «деревня» не способны спасти наш народ от деградации и вымирания. Только самоорганизация, повышение национального самосознания сможет вывести нацию из тупика. Можно спорить о деталях, но этот момент – неоспорим.

Поэтому ещё раз призываем всех объединиться на почве национализма, работать на его пропаганду, на пробуждение национального самосознания тех, кто ещё пребывает в апатии. Нам нужно расширяться, действовать вовне, а не выяснять внутри своего сообщества, чей национализм лучше. Это определится естественным образом, но только в том случае, если мы вместе добьемся успеха – утвердим национализм, как господствующее мировоззрение!

 

Слава Победе!