Объявление о строительстве новой соборной мечети на улице Минаева, рядом со Спасо-Вознесенским собором, наделало много шума этой весной. Порой казалось, что страсти вот-вот накалятся до предела, и бурная дискуссия перерастет в конфликт. Однозначно против выступили и православное духовенство, и большая часть мусульманской общественности, и горожане, далекие от религии. Зато на стороне главного инициатора данной «затеи», председателя Регионального духовного управления мусульман (РДУМ) Ульяновской области Савбяна Сулейманова были правительство области и его глава губернатор Сергей Морозов. Стройка не состоялась – говорят, дело дошло до самого Патриарха Кирилла, который сумел надавить на нужные рычаги и остудить горячие головы ульяновских политиков. Однако уже тогда возник вопрос: почему первое лицо области так открыто лоббирует интересы РДУМ и его руководителя? Вроде бы и религия у нас от государства отделена, и здравый смысл подсказывает, что властное внимание между конфессиями нужно распределять равномерно и пропорционально. А иначе не миновать недовольства и возмущения. Но Сергей Иванович стоял за Савбяна Юнусовича горой, открыто отказываясь прислушиваться и к христианам, и к представителям светского общества.

Если обратить свое внимание на открытое в Ульяновске в 2007 году медресе «Биляр", то этот вопрос начинает звучать с новой силой. В редакцию газеты «Закон и единство» попал интереснейший документ, который свидетельствует о высочайшем уровне отношений между губернатором и руководством данного учебного заведения. Это протокол встречи с представителями мусульманских религиозных объединений региона, состоявшейся 12 мая этого года в том самом «Биляре». Помимо Морозова и Сулейманова, на ней присутствовали «главный внутренний политик» области В. Корнев, министр образования Е. Уба, председатель татарской национально-культурной автономии Ф. Аюпов, ректор Российского исламского университета (г.Уфа) Р. Раев, еще один ульяновский муфтий (кстати, не скрывающий своих ваххабитских воззрений) Р. Байбиков и еще несколько религиозных деятелей масштабом поменьше. В центре их внимания оказался вопрос о перспективах создания на базе «Биляра» филиала Российского исламского университета. Дело, казалось бы, благое, ведь российским мечетям нужны квалифицированные священнослужители. Решения губернатора по этому поводу напоминают дары из рога изобилия. Судите сами:

1. Корневу – составить список имамов, нуждающихся в жилье, для выделения им земельных участков под строительство;
2. ему же – оказать помощь «Биляру» в составлении документов на региональный грант (то есть фактически обеспечить его получение);
3. Убе – проработать возможность приобретения учебных материалов для будущего филиала РИУ;
4. ей же – доложить об оптимизации средних школ №№ 91 и 64 (видимо, таким образом осуществляется поиск помещений для филиала);
5. ей же – проработать вопрос проектно-сметной документации создания филиала;
6. Пинкову – проработать вопрос о предоставлении земельных участков для молодых имамов под малоэтажную застройку.

Беспрецедентно: вот вам деньги, вот вам земля, вот вам всяческое содействие, только работайте! Все и сразу! Такими возможностями, пожалуй, не может похвалиться ни одна религиозная организация, работающая на территории Ульяновской области. И не беда, что и «Биляр», и РДУМ исповедуют нетрадиционное (а по некоторым оценкам – граничащее с экстремизмом) исламское учение суфизм. И можно вовсе не принимать во внимание большую часть мусульман области, которые исповедуют ислам традиционного вида – то есть со всеми традициями и обычаями, сформировавшиеся в нашей местности на протяжении веков. Об этом губернатор и его помощники не задумались. Уж очень они хотели (и снова непонятно, откуда такое горячее желание) помочь Сулейманову и его детищу.

И все было бы хорошо, если бы в августе не надумало руководство медресе получить государственную аккредитацию. Это бы засвидетельствовало качество предоставляемых в нем знаний и значительно подняло бы престиж учебного заведения. Однако когда сотрудники государственного органа, занимающегося аккредитацией, подняли все имеющиеся у «Биляра» документы, то очень сильно удивились. Нарушения оказались столь серьезными, что не то что об аккредитации, а даже о лицензировании не может быть и речи. До окончания проверки мы не имеем права сообщать о всех допущенных ошибках – это будет сделано в следующем номере. Однако повторимся: речь сейчас идет об отзыве лицензии! И на эту «базу» губернатор хотел «посадить» серьезное образовательное учреждение федерального уровня!

Как такое могло произойти? Для ответа на этот вопрос необходимо поднимать всю документацию «Биляра» с первых дней его существования. Но, думаю, мы несильно ошибемся, если предположим, что дело было примерно так: позвал Сергей Иванович своих министров, Сулейманова с компанией, и решил как можно быстрее запустить медресе. Раздал поручения подчиненным, те выполнили их как могли. В итоге мы имеем то, что имеем. А именно исламскую школу, в которой три года учили неизвестно чему и непонятно с какими целями. И куда только смотрела Федеральная служба безопасности? Ведь с сомнительными околоисламскими течениями шутки плохи. «Пробивала» лицензию для «Биляра» скорее всего Тамара Девяткина, тогдашний министр образования области. Если это так, то перед кем ответит она за свои решения и действия? Подписывал лицензию в числе прочих и сам Савбян Сулейманов, в качестве члена лицензионной комиссии комитета по контролю и надзору в сфере образования. А он, между прочим, ближайший родственник одного из ректоров медресе – Ильдар Сафиуллин (кстати, человек, не имеющий богословского образования, работающий директором рынка) приходится ему зятем. Кто спросит с этих людей за данное серьезнейшее нарушение?

Единственное, что сейчас останавливает надзорные органы от моментального отбора лицензии – судьба учеников «Биляра». Они то ни в чем не виноваты, они просто поверили большим и умным дядям. Как обычно и бывает, дяди заигрываются в свои экономические и политические игры, а последствия разгребать простым доверчивым людям.