В Доме национальностей Москвы прошел "круглый стол" на тему "Межнациональные конфликты в вузах", где власти столицы впервые публично признали, что столичные вузы заражены вирусом ксенофобии. По информации ГУВД, массовые драки с применением холодного и огнестрельного оружия между студентами происходят едва ли не каждую неделю. Хотя до последнего времени эти случаи классифицировались как единичные и списывались на "бытовуху". Возрождать "дружбу народов" решили жесткими мерами: зачинщиков ссор исключать из институтов, а иногородних абитуриентов фильтровать еще на подъездах к Первопрестольной.

Для "фильтрации" планируется создать специальную комиссию из членов столичного правительства, сотрудников ГУВД и ФСБ. Главная функция органа - сбор информации о первокурсниках: не замечены ли в антиобщественных выходках, насколько серьезно относятся к учебе, достойно ли себя ведут. Администрациям вузов предлагается сформировать оперативные группы студентов, которые по горячим следам будут разбираться в национальных конфликтах.

Сегодня в России учатся свыше 120 тысяч иностранных студентов. Большинство из бывших союзных республик, стран Азии, Африки и Латинской Америки. Плюс институты предоставляют места по целевому набору для абитуриентов из национальных республик. Например, для Чечни в московских вузах ежегодно выделяется около 600 бюджетных мест, Ингушетия в прошлом году получила 700 мест, Дагестан - 153. И, как признают члены национальных землячеств и руководство университетов, именно студенты-целевики обычно являются катализаторами конфликтов.

- Не секрет, что целевые наборы на местах ведутся с нарушениями, с признаками коррупции, - осторожно говорит председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев. - В абитуриенты попадают далеко не самые достойные молодые люди, у многих из них отсутствует мотивация к учебе. У них и так все есть, а столица для них - источник развлечений. Значит, надо фильтровать абитуриентов. Мы намерены отправить письма президентам республик с требованием, чтобы они взяли под личный контроль формирование целевых групп студентов. А руководству вузов рекомендуем проводить более жесткую политику по отчислению таких учащихся. Сейчас администрация институтов часто дистанцируется от конфликтов между студентами, старается не замечать, что у них происходит.

По информации ГУВД, массовые драки с применением холодного и огнестрельного оружия между студентами происходят едва ли не каждую неделю. По данным милиции, участники побоищ - главным образом молодые люди из Кавказского региона: Азербайджана, Армении, Кабардино-Балкарии, Осетии. Самые "горячие точки" - студенческие общаги.

- Часто общежитские комнаты превращаются в штаб-квартиры землячеств, - говорит руководитель управления общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков. - Живут в комнате два студента, а ночевать приходят по 10-15. И никто это не контролирует. Мы направили письма в ректораты восьми вузов, где чаще всего происходят национальные конфликты, с просьбой разобраться и отчислить инициаторов драк. В ответ никакой реакции. А между прочим, среди задержанных за драки студентов почти 60% не смогли вспомнить, в каком институте они учатся, хотя в кармане у них лежали студенческие билеты.

В свою очередь, вузы сетуют, что сами страдают от агрессивных оболтусов, портящих имидж учебных заведений.

- Мы бы и рады их отчислить, да ничего сделать не можем - закон не позволяет, - говорит представитель администрации Московского института сервиса и рекламы Ирина Горохова. - Первые два года отчислить иногороднего студента, прибывшего к нам по целевому набору, практически невозможно. В этом году у нас из Туркмении приехали сорок человек. Более-менее русский язык знают двое. Конфликты в общежитиях происходят в основном из-за разных менталитетов. Например, юноши из азиатских стран отказываются убирать комнаты. Не мужское, дескать, дело мыть полы и посуду. Мы стараемся интегрировать иногородних в столичную жизнь: в институте работает психолог, проводится масса тренингов, мероприятий, выездных семинаров. Но иностранцы на них обычно не ходят. Надо сделать для абитуриентов обязательным посещение "интеграционных" курсов, где их бы консультировали по правовым вопросам, по нормам этикета, по правилам жизни в столице.

По словам председателя исполкома общественного движения "Российский конгресс народов Кавказа" Ахмеда Азимова, не надо ставить знак равенства между этническими группировками по политическим мотивам и обычными группами землячеств.

- Наши студенты сбиваются в компании, потому что так им легче выжить в иной этнокультурной среде, - поясняет Ахмед Азимов. - Надо работать с такими группами, а не вешать на ребят ярлыки. Мы сейчас пытаемся создать группы оперативного реагирования среди студентов, которые бы сами выезжали на место происшествий и разбирались, кто прав, кто виноват. Опыт уже имеется. Часто отъявленные хулиганы становятся нашими помощниками. Ребята видят, что приносят пользу.

-Студенческие опергруппы - хорошее дело, - вставляет реплику представитель ГУВД. - Только не надо формировать их по национальному признаку. Иначе получим новую головную боль.

Однако самым действенным оружием против хулиганов московские национальные землячества считают... письма на родину. Администрациям вузов рекомендовано постоянно быть в контакте с родственниками иногородних студентов.

- Для родственников получить такое письмо - позор, - признает председатель осетинской общины Валерий Каболов. - Для наших ребят авторитет семьи очень высок. Мало кто хотел бы, чтобы об их художествах узнали родители.

Власти собираются также открыть специальную "горячую линию" для всех москвичей. На круглосуточном телефоне будут приниматься жалобы граждан об антиобщественном поведении студентов.
 
Кто такие "целевики"

Целевой набор российских граждан в государственные вузы осуществляется на основании закона об образовании и постановления правительства N 942 от 19 сентября 1995 года. Ежегодно в пределах квот на бюджетные (бесплатные) места вуз определяет количество мест для абитуриентов-"целевиков". Список "целевиков" формирует орган исполнительной власти - республиканские, краевые, областные, иногда муниципальные органы власти. Оплата за обучение "целевиков" производится из бюджета. Если количество абитуриентов-"целевиков" превышает выделенную им квоту, то среди них проводится конкурс, отдельный от конкурса обычных абитуриентов. Теоретически система задумана для того, чтобы обеспечить всем гражданам России равный доступ к высшему образованию. Предполагается, что в списках "целевиков" преобладают одаренные дети, сироты, дети из малообеспеченных семей и из сельской местности.

Иностранцы за редкими исключениями обучаются в российских вузах на возмездной основе. Из практики известно, что во многих случаях обучение своих граждан в российских вузах оплачивают предприятия или госбюджеты соответствующих государств.



Что обсуждают в блогах

"У нас в общежитии МГУЛа - дедовщина почище армейской. Ребята с Кавказа отбирают у первокурсников деньги и посылки. Некоторых назначают в "рабы" - заставляют убирать в комнатах. Кто отказывается - бьют. Комендант делает вид, что ничего не происходит".

"Учусь в РЭА им. Плеханова, целевые места для студентов из Чечни, Ингушетии и пр. и пр. выделяются ежегодно. Плюс вуз достаточно мажорный, так что много блатных богатых кавказцев. Ходят группками, общаются большей частью только среди своих, хамят, смотрят свысока. Два года назад, мой второй курс: лето, сессия, студенты выпивают у конгресс-центра, тут налетает толпа, минуты 2 избиения трех русских студентов, тоже из "плешки", после - мгновенное исчезновение этой диаспоры. Примерно через четверть часа пришел охранник: "Ребят, а что произошло?" - потом быстро ретировался, не получив внятного ответа. Все происходило метрах в 200 от главного входа в универ".

"В МГЮА знакомого парня порезали в начале сентября - несколько месяцев лежал в больнице. Порезали за то, что нечаянно толкнул их главаря в коридоре. Он знает этих ребят. Но заявления в милицию не написал - боится".

"В моем универе - РГГУ- был случай, когда задержали грабителей, отбиравших мобильные телефоны у студентов. Эти "господа" приехали в Москву получать высшее образование. Экзаменов никаких не сдавали - на их страны и республики (Грузия, Азербайджан, Армения; Дагестан, Чечня, Ингушетия) российское правительство выделяет квоты. Заполнил анкету - всё, студент. В универ такие студенты ходят преимущественно для того, чтобы поиздеваться над кем-то, сорвать лекцию, нахамить преподавателю, ограбить кого-то. Но когда наступает время сессии, они вдруг становятся смирными и покладистыми, извиняются за прошлое, дарят подарки - и... сдают сессию. А если преподаватель артачится - сразу же обвиняют его в том, что он не хочет ставить им зачет, потому что они нерусские, а не потому что они ничего не знают. Жалуются куда только могут, используют всевозможные способы давления - так и переходят с курса на курс".
 
Наталья Гранина