Победа оппозиции на выборах в тверскую ГорДуму на местных выборах 1 марта стала самой звонкой пощёчиной «Единой России», набравшей даже с использованием административного ресурса лишь 29% против почти 50% у коммунистов.

Что же обеспечило победу КПРФ?

Во-первых, открытое противопоставление тверского КПРФ активно теряющей доверие населения «Единой России». Даже несмотря на запрет прямой критики оппонентов грамотное позиционирование партии как главного оппонента «голубых медведей» уже само по себе даёт значительное число голосов.

Коммунистам удалось взять и голоса тех, кто когда-то голосовал «против всех», и любителей портить бюллетени, вписывая от руки графы «За Ктулху», «За Компартию Китая», «Выборы, выборы, кандидаты — ...» (не самых многочисленных, зато самых активных, молодых и креативных), и тех, кто выражал свою ненависть к «голубым медведям» простым игнорированием выборов (а таких всегда большинство). Высокая явка тверичей, утративших было интерес к выборам, как раз и объясняется растущим пониманием того, что неиспользованный бюллетень или использованный не по назначению работает на тех, кого они больше всего не любят, и отданный коммунистам голос — единственный реальный способ выразить недоверие власти.

Во-вторых, намеченный тверскими коммунистами курс на коалиционность и отход от архаичной коммунистической риторики. Отдельное спасибо тут нужно сказать ГорИзбирку, снявшему с выборов тверское отделение «Яблока» и две общественные организации — «Союз избирателей» и »Родители за будущее своих детей».

И хотя избирательные блоки в России давно запрещены, КПРФ в своей агитации указывало, что «Союз избирателей», »Родители за будущее своих детей» и КПРФ выступают единым фронтом. К сожалению, коалиционность была ограничена лишь рамками агитации — КПРФ не пошло на формирование списка широкоформатной коалиции и включило в него только партийных кандидатов. Хотя в декабре-январе свою поддержку местному КПРФ заявили как представители тверских либералов (ОГФ, НДС), так и представители национал-патриотов (тверское отделение ДПНИ, некоторые казаки).

Как представитель национал-патриотов я выступал на митинге коммунистов против экономической политики Правительства 21 декабря, состоявшейся в один день с общероссийскими акциями протеста.

В-третьих, упор на местные проблемы, в частности, закрытие тверской академии ПВО и повышение тарифов ЖКХ. Также ещё в конце 2008 года коммунистами были инициированы акции протеста против продавленных единороссами поправок в Устав Твери, отменяющие прямые выборы мэра города. Гипотетическая китайская оккупация, агрессивный империалистический блок НАТО и прочие вторжения инопланетян волнуют избирателя гораздо меньше, чем его собственные проблемы. Для сравнения: в своё время именно отход от абстрактно-державной риторики и обращение к конкретной и ощутимой проблеме бесконтрольной иммиграции и сделало ДПНИ самой массовой русской националистической организацией.

В четвёртых, наличие независимого оппозиционного тверского телеканала «Тверской проспект», оказавшего поддержку коммунистам. Признаться, мы все уже начали забывать, что такое независимое телевидение в период выборов. А между тем работу с региональными СМИ большинством оппозиционных организаций нельзя признать удовлетворительной.

И last but not least, удачно подвернувшийся кризис. На настоящий момент коммунисты единственные, кто смог аккумулировать энергию протестных акций декабря-января в реальные политические дивиденды. При этом следует отметить, что волна антииммигрантских настроений, успешно использованная ДПНИ осенью, сейчас практически сошла на нет, уступив место социальным проблемам. Это должно послужить напоминанием всем политическим организациям националистов о том, что национализм — это не столько обсуждение проблем, связанных с некоторыми национальностями, сколько отстаивание русских национальных интересов и приоритетов, а социальные нужды населения занимают в этом списке одну из верхних строчек.

Что же смогло противопоставить всему этому тверское отделение «партии власти»? Да кроме административного ресурса, как обычно ничего...

В частности в начале года руководителей бюджетных учреждений, муниципальных предприятий и даже мелких предпринимателей вызвали в вышестоящие организации, где в устном приказном порядке заставили подать персональные сведения о сотрудниках на электронных носителях, то есть грубо нарушили Конституцию РФ (ст.23, 24), Федеральные законы 149-ФЗ, 152-ФЗ и трудовой Кодекс РФ.

Соответственно премия за февраль месяц должна была начисляться по итогам голосования, когда каждый досрочно проголосовавший приносит выдаваемый на избирательном участке календарик с номером, который вносится в ведомость. В ходе предварительного голосования с 13 по 25 февраля людей организованно вывозили на машинах в рабочее время. Материалы по этим вопросам были направлены в прокуратуру Тверской области для проведения проверок, по результатам которых данные сведения «естественно» не подтвердились. Стоит ли объяснять, что процент голосов на предварительном голосовании за одну хорошо известную всем партию оказался удивительно высок?

Вторым гениальным тактическим решением, которое приписывают всё тем же горе-политикам, было «неожиданное» отключение электроснабжения на оппозиционном канале «Тверской проспект», вещающем на канале ТНТ, за два дня до голосования. Гнев народа, оставшегося без «Дома-2», выплеснулся на избирательных участках, а позорная история с отключением облетела всю страну.

Сомнителен эффект и от единоросовких митингов в поддержку курса Партии и Правительства (то есть повышения тарифов ЖКХ, сокращения армии и прочих полезных нововведений).

Обязательный атрибут таких акций — насильно согнанные студенты и бюджетники, лишь пополняющие число недовольных действующей властью. Не прибавили власти популярности и регулярные провокации «Молодой Гвардии Единой России» на митингах оппозиции. Чего только стоит звезда антиоппозиционных выступлений, начальник тверского городского штаба МГЕР, появлявшийся на акциях оппозиции и раздающий интервью в нетрезвом виде.

Итог: что бы ни делали «голубые медведи», реальный ресурс у них один — прямые фальсификации. Разумеется выгоды оппозиции ограничиваются местными и региональными выборами, где сотрудничество различных сил возможно и продуктивно. На федеральном уровне те же коммунисты, чьи региональные представители зачастую демонстрируют высокую степень вменяемости и воли в победе, как федеральная партия не могут рассматриваться в качестве реальной оппозиционной силы. Зюганов, не решившийся пойти до конца ни в 93-м, ни в 96-м, ни в 98-м, ни позднее, сейчас и подавно не рискнёт своей уютной нишей системного оппозиционера. А другой зарегистрированной партии, которая теоретически могла бы объединить широкий спектр оппозиционеров, в России просто нет.

Что же делать нам, русским политическим националистам?

Во-первых, необходимо продолжать увеличивать присутствие националистов (разумеется умеренных и политических) в политическом пространстве. У левых есть КПРФ, у либералов есть «Другая Россия» и «Национальная Ассамблея», у националистов нет ни единой политической организации, ни как минимум единого узнаваемого бренда, который можно использовать хотя бы на местных выборах. Разумеется, шансы на регистрацию и участие даже в местных выборах умеренно-националистических организаций сравнительно невелики, однако опыт коалиции КПРФ и снятых с выборов «Союза избирателей» и »Родители за будущее своих детей» показывает, что был бы узнаваемый бренд, а партия для сотрудничества найдётся. Вполне допустимо для националиста вступать и выдвигаться от КПРФ, кончено если это не закрывает ему возможность открыто декларировать свои прорусские взгляды. Упомяну также и прогнозируемый Петром Милосердовым рост популярности независимых кандидатов как третьей силы.

Во-вторых, неоднократно заявленное расширение сферы интересов русских националистов нужно наконец облекать в более конкретные формы. Уплотнительная застройка, повышение тарифов ЖКХ, сокращение армии, вырубка лесов, наркомания, закрытие детских садов и больниц — всё это должно стать объектом нашего постоянного пристального внимания.

И наконец последнее, оно же главное — это вера в свои силы и воля к победе. «Единая Россия» — это всего лишь партия, да к тому претендующая на роль крайнего за нарастающий в стране кризис.

И в отличие от национальных окраин, где рекорд ЕДРА, помнится, составлял аж 109%, в русских регионах с ней можно успешно бороться даже с поправкой на административный ресурс. Всё зависит от нас.
 
Антон Сусов, соратник Национального совета ДПНИ