Лидеры протестного движения, подвергшиеся обыскам и побывавшие на допросе в СК РФ по делу о беспорядках на Болотной площади 6 мая, как один, уверены, что разбирательство в отношении них - это некий политический заказ, призванный выставить оппозиционеров провокаторами. Что с этим делать, они пока не решили либо не хотят посвящать журналистов в свои планы. Сейчас же за дело берутся защитники политиков: готовятся обжаловать действия следователей в судах.

"Я не хочу раскрывать детали, мы пока это обсуждаем. Некоторые жалобы есть время до понедельника подготовить, некоторые - еще дольше. Все это оставляться так не будет", - сказал "Интерфакс" адвокат Вадим Прохоров, который представляет лидеров "Солидарности" Бориса Немцова и Илью Яшина. Защитник отметил, что апеллировать будет к судам и, возможно, в прокуратуру: "Жаловаться мы предпочитаем в суды, поскольку даже если они не проявят независимость и не встанут на нашу сторону, мы сможем обратиться в европейские структуры - в Страсбург. Вполне вероятно, обратимся в прокуратуру, хотя нет иллюзий относительно ее независимости".

Адвокат блоггера Алексея Навального Вадим Кобзев сообщил, что жалобы от клиента будут подготавливаться. "Мы просто не успеваем это обсудить, очень плотный режим допросов", - отметил он.

Допрос Навального в итоге пошел очень быстро и ограничился предъявлением постановления об экспертизе его почерка. "Постановление о проведении экспертизы выглядит таким образом: произошли беспорядки, и в связи с ними возникла необходимость взять у меня образец почерка", - сообщил блоггер журналистам, выйдя из здания СКР. Он заявил, что отказался от этой процедуры, сославшись на то, что проходит по делу свидетелем.

По завершении допроса в сопровождении сотрудников правоохранительных органов он направился в офис "Роспила", чтобы присутствовать при очередном обыске. "Вчера они обыскали сейф, который был закрыт", - разъяснил Навальный. По его словам, обыски в фонде во вторник не дали существенных результатов. "Были изъяты телефон, sim-карты, пара документов, один диск", - перечислил оппозиционер.

На вопрос журналистов о том, какие вопросы задавал ему следователь на прошлом, продолжительном допросе, Навальный заявил, что не может раскрывать тайну следствия: "Ничего особенного. Все вопросы были из серии, не организовывали ли вы беспорядки, финансировали ли вы их".

Удальцов прибыл с опозданием на сутки

Также на допрос прибыл Удальцов, накануне отправивший общаться со следователями супругу: будучи организатором протестной акции, оппозиционер был вынужден пренебречь приглашением следователей пообщаться 12 июня, о чем уведомил в письме. Анастасия Удальцова сегодня также повторно прибыла в СКР.

"Сегодня после допроса в Следственном комитете мы пойдем в Симоновский отдел СК на допрос в рамках проверки заявления о незаконных действиях журналистки НТВ", - сообщила адвокат Удальцова Виолетта Волкова. Оппозиционера, напомним, обвиняют в незаконном удержании журналистки НТВ.

Накануне "Марша миллионов", состоявшегося в День России 12 июня, правоохранительные органы провели обыски в квартирах лидеров оппозиции: Ильи Яшина, Алексея Навального, Сергея и Анастасии Удальцовых, а также дома у их родственников. Пришли с обыском и в квартиры активисток Марии Доброхотовой и Марии Бароновой и координатора "Левого фронта" Алексея Сахнина. Досталось также Ксении Собчак - ее квартиру обыскали, как впоследствии выяснилось, из-за ночевавшего там Яшина.

Днем позже, когда оппозиционеры вместо "марша" находились на допросе - повестки вручили во время обысков - обыски прошли в квартире Бориса Немцова и офисе "Роспила", за день до этого "осажденном" ОМОНом.

В итоге следователи изъяли из квартир оппозиционеров компьютеры, мобильные телефоны, ряд рукописных документов, агитационные материалы и символику, которую активисты собирались принести на митинг. У Собчак ко всему прочему нашли большую сумму денег - более одного миллиона евро, 480 тысяч долларов и 480 тысяч рублей, расфасованные по конвертам. Деньги были изъяты, теперь телеведущей заинтересовались налоговики - им предстоит проверить, были ли уплачены с этой суммы налоги.

Яшин: "Полный беспредел", забрали тетрадку с мамиными рецептами

"Меня допрашивали шесть часов, задали 56 вопросов. Спрашивали о моей роли в событиях 6 мая, узнавали об источниках финансирования протестного движения, - рассказал "Коммерсанту" Илья Яшин. - Сам ход допроса и формулировки вопросов не оставили у меня сомнений: против нас хотят сфабриковать обвинения по организации беспорядков. Это явный политический заказ".

Он отказался отвечать на вопросы следователей, сославшись на 51-ю статью Конституции, разрешающую гражданам не свидетельствовать против себя. "Их действия - это полный беспредел. Они забрали даже тетрадку с кулинарными рецептами моей матери, - заявил Яшин.- Кроме того, они изъяли у Ксении Собчак загранпаспорт, хотя она не является подозреваемой и может свободно перемещаться".

"Основное ощущение после допроса: перед следствием стоит задача доказать, что Навальный, Удальцов и я были организаторами массовых беспорядков... Первый вопрос следователя был, увлекаюсь ли я алкоголем. Адвокат, знающий мое презрительное отношение к алкоголю, засмеялся в голос, - написал Яшин в Twitter.

По словам оппозиционера, ему предстоит повторно явиться на допрос 15 июня: "Закручивают гаечка за гаечкой".
 
Удальцов: "Мы быстро отработаем"

"Я с чистой совестью сегодня прибыл на допрос, потому что никаких преступлений и правонарушений я не совершал. Собственно об этом я и расскажу следствию, отвечу на все вопросы, которые, конечно, не касаются моей личной жизни", - заявил журналистам оппозиционер.

Он рассчитывает, что после допроса его статус свидетеля не изменится на подозреваемого в рамках дела о беспорядках на Болотной: "Я совершенно спокоен и надеюсь, что это не затянется до ночи. Мы быстро отработаем, и следствие поймет, что я чист и ни в чем не виноват".

Удальцов отметил, что продолжит свою активную политическую деятельность, даже если сегодняшний допрос не станет для него последним. "Эти допросы могут применяться день за днем, задаваться бесконечное количество вопросов. Но я могу однозначно заявить, что такими методами нас не напугать, не выбить из колеи. Мы будем работать со следствием, но в то же время, продолжать нашу активную общественную деятельность", - заявил оппозиционер.