После случившегося в воскресенье, 21 декабря, Владивосток в шоке. Необязательно быть согнутым, побитым и плотно утрамбованным вместе с такими же, как ты, в милицейский микроавтобус. Особо впечатлительным было достаточно увидеть: центральная городская площадь, праздничная елка до небес, взявшись за руки, люди водят хоровод. Дальше - «сюрприз»: упакованные будто для операции по ликвидации незаконных бандформирований в бронежилеты, латы, каски, несутся десятки бойцов. Бьют горожан дубинками, волокут куда-то волоком, ругаются семиэтажным матом...
 
Потом у задержанных - несколько незабываемых часов в РОВД в ожидании постановления о нарушении общественного порядка. И скоропостижный суд: кому - штраф, кому - несколько дней кутузки.
 
Вообще-то «омоново побоище» сюрпризом для города не было. Еще в четверг многие узнали, что, как говорят жители Приморья, «по команде из Москвы» на усмирение мятежников летит столичный ОМОН - отряд «Зубр», элита, где все бойцы - офицеры. 180 отборных человек. Плюс целый пассажирский самолет бойцов группы «Альфа» из Хабаровска. Зачем они все? Видимо, приморская милиция не справилась с протестом неделю назад, допустила общегородской паралич - перекрытие дорог и пр. Требовалось показать, КАК надо обеспечивать правопорядок.
 
В вузах, на предприятиях руководители провели разъяснительную работу с подчиненными: на площадь в субботу-воскресенье не ходить, там будут бить. Самые информированные граждане знали и подавно изуверскую вещь: даже если митингующие окажутся тихими, симпатичными и законопослушными, силовую акцию спровоцируют специально заготовленные буйные. Подожгут машину, полезут с криком на бронежилет...
 
Еще просочилась секретная информация, будто личный состав Внутренних войск МВД проходит специальную психологическую подготовку, жестко ориентирующую на выполнение задачи любой ценой. Тренинги, трансы, визуализации. И на выходе - не человек, а некий Конан-усмиритель.
 
В бредни не верилось. До тех пор, пока этот бред не случился на центральной площади Владивостока в воскресенье.
 
По какому принципу хватали людей? Вычислить организаторов было практически невозможно. Акция задумывалась как анонимная. Заявку в мэрию никто не подавал. Оповещали народ о времени и месте сбора через интернет-форумы, записки под дворниками ветровых стекол, SMS. Поэтому ОМОН действовал методом широкого бредня - загребал кого ни попадя. В том числе журналистов, прохожих, даже женщин и одного депутата. Последнему повезло: его отняли у прытких москвичей в бушлатах знакомые владивостокские менты.

- Я раньше в ФСБ работал, - сказал мне этот депутат. - Боролся с наркотиками. Был у меня агент-наркоман. Глаза вечно пустые, безумные, а спиртным не пахнет. Вот так и у этих омоновцев. 
 
Я тоже смотрела в эти глаза. И задавала «зубрам» глупые вопросы. В субботу они терпели и отворачивались. В воскресенье вышли из себя.
 
В понедельник во Владивосток полетели слова поддержки со всей страны. Москва, Курган, Минеральные Воды, Нижний Тагил, Калининград... Мол, мы с вами в вашей борьбе! И «неуважуха» властям. Ведь в некоторых из этих городов все было совсем по-другому: людям дали высказаться, для чего выделили площадку, подогнали машины с громкоговорителями, а ОМОН не избивал мирных граждан, а действительно охранял порядок. 
 
Владивосток прочувствовал разницу отбитыми почками, переломами, ссадинами. Еще до повышения таможенных пошлин на иномарки. О них в понедельник и не вспоминали...
 
Наталья Островская