Экономика должна быть экономной, а национальная экономика должна быть национальной. Здесь и везде в национальной политике применим принцип: "Что хорошо для русских - хорошо для России", или что, то же самое, но лаконичнее: "Россия - для русских". Важно понимать, что государство для народа, а не наоборот.

Обычно принято противопоставлять две модели экономической политики. Первая - плановая экономика, регулируемая государством. Государство занимается перераспределением всех доходов. Вся собственность государственная (земли, недра, недвижимость). Второй подход - либеральная открытая рыночная экономика. Почти вся собственность в частном секторе. Национальная экономика встроена в мировую. Свобода перемещения товаров и капиталов в страну и из страны.

Принято считать, что, насколько мудрой не была бы экономическая политика государства, сколько бы яйцеголовых не работало в госплане, всё равно, жизнь и рынок мудрее - они сами себя самым эффективным образом отрегулируют. Всё бы ничего, да только между экономикой и жизнью есть принципиальное противоречние. Экономика - наука об управлении производством, финансами, рынками, - её цель - эффективность, то есть положительный баланс прихода-расхода - прибыль. Конечно есть разные экономические модели, но суть одна - организация эффективного, прибыльного хозяйства. Так вот, самая либеральная экономическая политика, где "всё само отрегулируется" ведёт себя также, как и делец, желающий получить максимальную прибыль за минимальное время и минимальными усилиями. Такой делец думает только о себе. Он имеет на это право. А вот государству такого права никто не давал хотя бы потому, что у него функции другие. Задача государства - обеспечить выживание народа. Не одного человека в течение 5 лет, и не 100 тысяч в течение 100 лет, а всего народа в бесконечном будущем. Делец может ради прибыли убить ("ещё нарожают"), может отравить водоём ("ну, подумаешь, одной лужей меньше"), вырубить лесной массив ("потом посадит лес кто-нибудь"), выпустить непроверенные лекарства на рынок ("проверено в течение 2 лет на 1000 человек") ,  а эти лекарства дают осложнения в старости или вообще в следующем поколении, может продать новейшее оружие в другую страну и т.д. Делец не хочет и не может думать о миллионах на 50-500 лет вперёд. Именно поэтому ни в одной стране мира нет полностью открытой и разгосударствлененной экономики. В любом государстве есть законы о защите окружаеющей среды, ГОСТЫ по безопасности к продуктам питания и промышленным товарам. В конце концов, есть уголовный кодекс. Во всех государствах производство и оборот оружия ограничены законами, оборонные предприятия принадлежат либо полностью, либо частично государству. То есть, у самого бизнеса нет национальных интересов, есть только финансовые. И именно по этой причине ни в одном государстве нет свободной внешней торговли. Везде импорт и экспорт имеют ограничения, либо по номенклатуре товаров (военные хай-тек технологии не продают, стратегические ресурсы не продают (кроме России)), либо по цене (импортные пошлины для конкурентных иностранных товаров повышают). Короче говоря, у либеральной экономики есть серьёзные минусы, о которых знают все. Я уже не говорю об экологических проблемах (китайцам бурный экономический рост за последние десятилетия стоил того, что 70% воды в Китае не пригодны для питья). Основной же плюс рыночной либеральной экономики - это создание конкурентной среды, стимулирование соревнования производителей, а значит и стимулирование повышения качества товаров и понижения их цены. Именно с этой задачей госплан, как считается, не способен справиться так же хорошо.

Каждая страна находит свой баланс между либерализмом в экономике и государственным в неё вмешательством. И Россия здесь не исключение. Однако каких-то внятных целей российская экономическая политика не обнаруживает. Непонятно, какими критериями руководствуется наш экономический блок в правительстве. Принципиальных изменений в политике по сравнению с гайдаровскими временами не наблюдается. Экономика как сидела, так и сидит на нефтяной игле. Иностранные инвестиции как не шли, так и не идут в страну. Современное оружие как не шло в армию в нужном объёме, так и не идёт (Правда, за бугор стало много идти. Но радоваться этому или нет?). Не важно какими темпами, но: преступность растёт, количество наркоманов растёт, народ вымирает. Собственность государственную продолжают распродавать. В чём цель такой политики? Цель-то вроде как классическая - либеральная - создание конкурентной среды. Для этого, собственно, Россия и "вступает" в ВТО. Непонятно лишь, как такая оголтело либеральная политика стыкуется с государственническим имиджем Путина, который он сам себе создал и который культивиует. Разве что, это экономическая некомпетентность президента и его команды и либеральный фанатизм экономического блока в правительстве. Или это откровенное лицемерие. Древняя мудрость говорит, что между подозрениями в глупости и вредительстве, следует выбирать последнее. Ибо объяснять поступки кого-то глупостью есть самое простое и почти всегда неверное решение.

Здесь необходимо разъяснить три вещи: важность энергоносителей для России, что такое инвестиции, и почему России нужна изоляция. Начну с последнего. Суверенитет предполагает независимость. Но этот принцип противоречит модели глобальной экономики, где все страны взаимосвязаны и взаимозависимы. Ладно бы если бы это было так. Но на деле все страны противятся этой взаимозависимости, они её боятся. Про государственный контроль внешней торговли я уже говорил. США боятся конфликтовать с Китаем, поскольку почти всё американское производство вынесено в Китай. Это игра в одни ворота. Хотя Китаю тоже не выгодны конфликты, ведь США - их рынок сбыта, однако реально у китайцев козырей на руках больше. Они в более выгодном положении - потерять один из рынков сбыта (хотя и главный) не так страшно, как собственное производство. США боятся этого. Европа боится России. Они делают всё, чтобы мы не строили газо- и нефте-проводы в Китай, ибо мы тем самым делаем США косвенно зависимым от нас и одновременно сами становимся более независимыми от Европы, при этом зависимыми на несколько лет от Китая, так как инвестиции в "трубу" огромны. Задача обеспечения суверенитета по определению исключает построение таких связей. Мы же не хотим, чтобы китайцы нам диктовали условия. Поэтому здесь тоже нужно находить баланс между торговыми связями и независимостью. Необходимость поиска такого баланса, похоже, в Кремле не понимают, или не хотят понимать.

Взвешенный нормальный изоляционизм России нужен. Сам Бог велел. Ведь у нас есть и ресурсы и люди, чтобы справляться самим. И мы справлялись. Например, сейчас добрыми словами принято вспоминать Александра III, а ведь он проводил политику изоляции, при нём золотые запасы России росли, как никогда раньше. Это, правда, не помешало либеральному правительству Витте (при Николае II) всё это разбазарить и довести страну до сами знаете чего. У нас достаточно большая страна, чтобы внутренняя конкуренция практически по всей номенклатуре товаров была достаточно жёсткой и эффективной. У нас авиа-КБ, автозаводы. И они конкурируют. Наше советское вооружение было лучшее в мире, хотя ВПК управлялось государством. И ведь была внутренняя конкуренция заводов и КБ. Гражданскому автопрому внимания не так много уделялось, но сейчас он в частных руках. Нужна только модернизация, и машины будут не хуже иномарок. Дешевле, правда, вряд ли будут, из-за принципиально бОльших издержек производства в России. Но за всё надо платить. Хочешь жить в независимой стране, хочешь иметь собственный автопром, который, кстати, тянет за собой многие производства - плати.

Конкурентоспособность, инвестиции и энергетика (обо всём этом подробнее можно прочитать в книге Паршева "Почему Россия не Америка" ). В первую очередь хочется развеять миф о преимуществах для России встраивания в глобальную экономическую систему. Я уже писал о том, что реально открытого рынка нет нигде, ни в одной стране мира. Уже только поэтому не стоит стремиться вступать в ВТО и другие глобалистские структуры, ибо следование утопии чревато плохими последствиями. С другой стороны, опутывание себя международными связями грозит потерей суверенитета. Но главная проблема в том, что России нереально разбогатеть, даже принеся суверенитет в жертву экономическому развитию. Даже если мы откроем все двери настежь, к нам всё равно не пойдут инвестиции. Ведь что такое глобальный рынок - это тот же городской рынок, только в масштабах всей планеты. Если вы производите продукт, вкладываете в производство свои (друзей или даже чужие) деньги, то вы можете получать прибыль и, следовательно, выживать при двух условиях: 1 - ваш продукт пользуется спросом, достаточным для окупаемости его производства (прибыль = доходы - расходы(издержки)); 2 - никто не может забрать свои вложения из вашего предприятия. Так вот, глобальный рынок заменяет оба эти правила на одно: ваше производство должно приносить МАКСИМАЛЬНУЮ прибыль. Поскольку наличие фондовых бирж позволяет покупать и продавать акции предприятий, то вложения, сделанные в ваше производство акционерами, могут быть ими в любой момент взяты обратно. Или эти акции могут быть скуплены вашими конкурентами (то есть "взятие обратно" денег инвестором совмещается в акте перепродажи акций конкурентам). То есть, грубо говоря, если ваши акции не дают самые большие во всём мире дивиденды, то у вас две судьбы: банкротство или поглощение. И то и другое может быть (и чаще всего так и есть) намеренно сделано вашими конкурентами. Помню случай в конце 90-х годов: один "умник" разослал письма акционерам некой компании о том, что у компании есть серьёзные проблемы (которых на самом деле не было). И на следующий же день все кинулись скидывать акции. За неделю эта фирма обанкротилась. То есть, из-за слухов, что компания разорится, компания... разорилась. Таковы особенности рынка свободных капиталов. Поглощения компаний происходят намного чаще, чем кажется. Многие современные бренды, несмотря на различные названия, имеют одного владельца. Идёт монополизация рынка со всеми вытекающими отсюда последствиями. Пока существуют фондовые биржи, деньги (инвесторы) будут искать максимальную прибыль.

Как известно, Россия, после Монголии, самая холодная страна в мире. Больше половины её территории лежит в зоне вечной мерзлоты. В России находится полюс холода. Так вот, уже только из-за расходов на отопление производственных помещений издержки в разы превышают таковые на аналогичных зарубежных предприятиях. Надо ли говорить, что фактор холода повышает издержки везде: транспорт, зарплата рабочим, сельское хозяйство и т.д. Поэтому на иностранные инвестиции можно и не надеяться. Вложения могут быть только в конкурентоспособный бизнес. Русский бизнес неконкурентоспособен на мировом рынке. Мы можем продавать в мире только то, что на голову выше своих зарубежных аналогов - оружие, например. Или то, что мало связано с климатическими издержками - уж не знаю что, во всяком случае, не промышленные товары. Но спрашивается, зачем нам понадобилось обязательно что-то продавать за бугор? Откуда эта навязчивая идея? Напомню, что суть международной торговли, как и торговли вообще - обмен. То есть, продавая что-то за иностранную валюту, государство планирует позже на эту валюту что-то купить. То есть, экспорт призван обеспечить закупку необходимых товаров за границей. Конечно, такие товары, необходимые нам (которых у нас нет или мало), существуют, и экспорт как таковой нам, конечно, нужен. Перефразируя известного персонажа мультфильма: "Чтобы купить что-нибудь нужное, надо сначала продать что-нибудь ненужное". В этом смысле внешнеторговая политика современной России непонятна не только с националистических позиций, но и с государственнических - продаются энергоресурсы, так необходимые холодной стране. А что взамен? Валюта, доллары. Зачем? Золотовалютные резервы ЦБ России, о чём с гордостью каждый год рапортует президент, бьют все рекорды (так было до 2009 года, сейчас резервы заметно поисхудали). Зачем нам ещё валюта, да к тому же не обеспеченная товарами? Фактически это просто бумажки стоимостью 2 цента. Но нам говорят, что часть резервов будет храниться в ценных бумагах. Каких? Продавая нефть за доллары мы кредитуем американскую экономику, меняем наши товары на бумажки, с обещанием США обменять позже эти бумажки на свои товары. То есть, выдаём им товарный кредит. Надо ли говорить, что бумажки, не обеспеченные товарами, в принципе невозможно обменять на товары (правда, для этого нужно попытаться потратить разом довольно крупную часть валютных резервов). То же самое касается и ценных бумаг. Покупка ценных бумаг, это тоже кредит, но уже не товарный, а денежный. Вот тут российское правительство внезапно демонстрирует экономическое здравомыслие, - они приобретают акции зарубежных компаний. Получается, что Россия кормит запад энергоресурсами в кредит (который не будет оплачен!). Принцип здесь, видимо, обратный: "Чтобы купить что-нибудь ненужное, нужно сначала продать что-нибудь нужное". Вот и вся суть российского экспорта.

А где то, что нам нужно? Нам нужны современные западные технологии. Нам нужна модернизация экономики. Имея такой длинный доллар в кармане, всё это давно уже можно было бы сделать. Власть имущим, сделаем наивное предположение, не хватает ума. Но западным инвесторам, в свою очередь хватает ума не вкладывать в российское производство. Иностранные инвестиции, как правильно предполагают наши Минфин и Минэкономразвития, призваны привезти новые технологии в Россию. Напомню определения инвестиции.:1. Инвестиция - долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты. Инвестиции приносят прибыль через значительный срок после вложения. 2. Инвестиции - использование финансовых ресурсов в форме долгосрочных вложений капитала для увеличения активов предприятия и получения прибыли. То есть, инвестиция есть вложение в производство с целью получать прибыль от этого производства! Поэтому кредиты не являются инвестициями. Кредит требует жёсткой оплаты через определённый срок. Инвестор же рискует, вкладывая деньги в производство, прибыли от которого может и не быть. Как видно, таких иностранных дураков не нашлось. Их и не было никогда в российской истории. Покупка иностранцами нефтевышек, и даже заводов, газет, пароходов, имеющая место в современной России, показала полную неспособность модернизировать российскую экономику. Всё, что было куплено, как было, так и остаётся неконкурентоспособным на мировом рынке. Производство иномарок в России конкурентоспособно только внутри самой России. Это хорошо понимает западный бизнес. А чтобы быть конкурентоспособным внутри России, не нужны инновации. Стать вторым Китаем у нас всё равно не получится. Ибо в Китае на порядок теплее и в разы дешевле рабочая сила. Это относится и к Индии, и, в принципе, ко всей Азии. Именно поэтому в условиях свободного перемещения капиталов зона экономического роста сместилась в Азию - издержки ниже. Все развитые западные страны (и Япония) перемещают производство туда.

Очевидно, что глобализм - не для России. Мы можем жить независимо и в достатке, будучи в умеренной изоляции. Открывая экономические границы - мы рискуем потерять независимость, даже не имея шансов стать "сырьевым придатком Запада". Мы никому не нужны, кроме самих себя.

Трудовая иммиграция - одно из самых вредных явлений с националистической точки зрения. Хотя говорят, что трудовая иммиграция не есть иммиграция как таковая, то есть въезд с целью проживания, и человек, отработавший положенный по контракту срок, уедет на свою родину. То есть, вроде как опасаться такой иммиграции не стоит даже расистам? Но, как показывает практика, уезжают домой немногие. Большинство остаётся. И почему бы им, в самом деле, не оставаться, если самое страшное, что ждёт нелегального иммигранта - бесплатный (за государственный, за наш с вами) счёт, отъезд на родину. Просто преступный идиотизм. Неужели трудно нелегалов сажать в тюрьму на N-ный срок. Или, перед отправкой домой, заставить их отработать билет на общественных работах.

Квалифицированные трудовые иммигранты в принципе могут понадобиться. Это верно. Но только с гарантией их возврата на родину. Что касается сегодняшней ситуации в России, то нам вообще никто не нужен. Своих безработных навалом, и молодых специалистов, и старых.

Но самое смешное, это когда русскоязычные псевдодемографы призывают решать иммиграцией демографические проблемы. Это же чушь собачья. Нельзя к 8 русским прибавить 4 китайца и получить 12 русских. Восполнять демографические потери иммигрантами - то же самое, что бороться с голодом путём завоза сытых.

Проблема того, что, мол, в Москве никто, кроме узбеков, не хочет дворником работать - это наша проблема, а не узбеков, и нам её решать, своими силами. На любой труд есть своя цена. Если дворником может быть каждый, а физиком-ядерщиком - мало кто, то зарплата дворника всегда будет ниже (при условии, конечно, что физик как таковой вообще стране нужен). И без таджиков и киргизов дворники будут нужны, и за этот труд будет своя цена. Так, чтобы была цена и никто бы за неё работать не шёл - не бывает. Либо кто-нибудь пойдёт работать за эту цену, либо цена вырастет до необходимого уровня. А найти кого-то "за дешевле" можно всегда. В конце концов, можно использовать рабов, которые работают за еду. Те, кто не хочет платить русским за работу N-рублей, а желает платить иммигрантам N/2 рублей, фактически желает своим детям однажды проснуться не в белой России, а в "солнечном Туркестане". Это яркий пример того, как интересы бизнеса, ищущего меньших издержек, вступают в противоречие с интересами народа.

Постскриптум

Известный американский бизнесмен Марк Фабер так прокомментировал антикризисный пакет американских властей США (в январе 2009 года): "Федеральное правительство выдало каждому из нас по $600 (имеются в виду налоговые льготы в рамках антикризисного пакета). Если мы потратим эти деньги в Wal-Mart (крупная сеть супермаркетов), они уйдут в Китай. Если на бензин — они уйдут арабам. Если мы купим компьютер — в Индию; фрукты и овощи — в Мексику, Гондурас и Гватемалу; хорошую машину — в Германию; какую-нибудь бесполезную дрянь — в Тайвань. В любом случае, они не помогут американской экономике. Единственный способ удержать деньги дома — это потратить их на проституток и пиво, это единственные продукты, которые все ещё производятся в Америке. Я так и поступил".

Так вот, если Россия хочет производить нечто большее, чем "пиво и проститутки", существующую экономическую модель надо в корне пересматривать.
 
Алексей Яровиков