Происхождение свастики

Естественно, такой многогранный культурный феномен как свастика исключает любую возможность однозначного толкования. Это же относится и к происхождению этого символа. Весьма сложно прийти к единой точке зрения в вопросе о корнях и причинах появления свастики. Тем не менее, авторами в данной работе предпринимается попытка рассмотреть наиболее распространённые и вероятные мнения, ведь кроме упомянутой в разделе "Предыстория" связи свастики с северной прародиной человечества, Гипербореей, существует множество иных концепций зарождения этого явления.

Прежде всего, необходимо упомянуть точку зрения, высказанную Томасом Вильсоном в его серьёзном труде о свастике, который был издан в 1894 году. В этой книге он ссылается на Шлимана, исследователя Трои, который рассказывает о культе птиц в системе верований троянцев. Птичьи следы на земле и силуэты птиц в полёте напоминают символ свастики. Подобные знаки были широко известны не только троянцам (рисунок: 1-6 - Троя, 7 - Азербайджан, 2 тыс. до н.э., 8 - Азербайджан, средние века, 9 - Греция, 2 тыс. до н.э., 10 - сарматы, II в. до н.э., 11 - Украина, 2 тыс. до н.э., 12 - Древний Иран, 13 - знак Юрия Долгорукого, 14 - юг России, около 1000 г. до н.э., 15 - Китай, 2 тыс. до н.э., 16 - Поволжье, эпоха бронзы, 17 - Ингушетия, 18 - архаическая Греция, 19 - Италия, эпоха бронзы).

Целый ряд взглядов на появление свастики связан с Древней Индией. Во-первых, свастика считается символическим обозначением палочек для добывания огня, что указывает на её связь с огненным божеством Агни. Во-вторых, свастика видится связанным с Гарудой, птицей из космоса, персонификацией кометы, летящей по направлению к Земле. В-третьих, существует достаточно необычная теория о том, что древнеиндийским мудрецам удалось познать структуру атома углерода. Беспорядочное движение электронов приводит к образованию т.н. "электронных облаков", которые в атоме углерода расположены в виде тетраэдра. Хотя электроны движутся хаотично, недавние исследования подтверждают, что в электронных облаках существуют зоны, в которых электроны бывают чаще. Эти зоны имеют вид спирали вокруг каждого из облаков, имеющих каплеобразную форму. Символы, которыми древнеиндийские мудрецы обозначали эти спирали, назывались Аумкара и Свастика, причём последняя являлась двумерной проекцией Аумкары. Интересно, что под другим углом зрения эти фигуры напоминают греческие буквы "альфа" и "омега", которые в свою очередь являются сакральными символами западной веры, христианства, что наводит на мысли о единстве всех религиозных систем, которые отличаются лишь "углами зрения", то есть являются разными аспектами познания истины.

Небезынтересны также и астрономические аспекты появления свастичной символики. Для возможного объяснения мысленно перенесёмся к рубежу пятого - четвёртого тысячелетия до нашей эры. Племена трипольской культуры в разное время проживали на территории от Дуная до Днепра. Являясь носителями высокоразвитой по тем временам культуры, трипольцы имели стройную систему религиозных и мировоззренческих представлений. В дальнейшем их миропонимание явилось основой философии древнейших мировых цивилизаций. Среди достижений трипольской культуры можно упомянуть счёт, начальные астрономические знания и предположительно письменность. Воззрения трипольцев нашли своё воплощение в великолепных многоцветных росписях культовой и бытовой керамики. Что касается бытовой утвари, то её освящение объясняется достаточно просто. Во все времена пища для людей была даром свыше. Особенно ярко это верование выражалось в древнем обществе. В добывании пищи немалую роль играли боги-помощники, вот и появились их символы на вместилищах для даров. Однако вернёмся к теме главы. Во время появления свастики северный небесный полюс находился примерно в одном градусе от звезды альфа созвездия Дракона. Через несколько сотен лет, во времена строительства Великих пирамид, северный полюс совпадёт с этой звездой. Ещё через пару тысячелетий она получит название Тубан, что по-арабски означает Дракон. Вокруг небесного полюса совершается как суточное вращение небосвода, так и годовое. Суточное вращение для человека незаметно, поскольку днём звёзды не видны. А вот годовое при достаточном терпении и способности делать простейшие эскизы вполне можно увидеть. Трипольские жрецы выбирали на ночном небе какое-либо созвездие и зарисовывали его положение в одно и то же время суток четыре раза в год: осенью, зимой, весной и летом. В тот период северный небесный полюс, как уже было отмечено, находился около звезды Тубан. Направление на полюс задаётся линией, проведённой через звёзды "гамма" и "эта" созвездия Малой Медведицы. Если зарисовать положения этого созвездия в 22.00 в один из дней октября, января, апреля и июля, и соединить линиями центр и часть звёзд малого ковша и рукоятки, то получится свастика, первоначально значение которой, согласно этой версии - цикличность изменения времен года (схема). Кроме того, на китайском изображении комет на шёлке, возраст которого приблизительно 2300 лет, можно видеть всё ту же свастику, что также говорит о ней, как о форме, в которую часто облекались астрономические представления древних. Таким образом, мы получаем достаточно логичное объяснение использования свастики в качестве символа, обозначающего круговорот бытия.

Что касается собственно солярной концепции, связывающей свастику и Солнце, то согласно этой теории свастика рассматривается как результат эволюции первоначального солнечного символа - круга в крест с дальнейшим приданием ему динамики путём изображения его вращающимся с целью передачи движения Солнца по небосводу. Солнечный диск был первым, что увидел древний человек, подняв голову. Солнце давало свет, тепло и урожай - неудивительно, что Оно испокон веков ассоциируется в человеческом сознании с понятиями блага, добра, удачи, света и тепла, как физического, так и духовного. С другой стороны, человек давным-давно осознал цикличность бытия, круговорот рождения-смерти, зимы-лета и так далее. С незапамятных времён люди пытались спроецировать вселенские законы на предметы, окружавшие их в жизни. Передачей положительного значения Солнца и попыткой призвать Его живительную силу всегда была солнечная (иначе солярная) символика. Любые знаки, так или иначе связанные с кругом, симметрией, вращением тем или иным образом подпадают под данную категорию. Катящийся по небосводу солнечный диск нашёл свое воплощение в свастике, и в данной работе мы будем исходить именно из солярности свастики. Трудно найти такой же распространённый, но в то же время такой неоднозначно воспринимаемый культурный символ. Естественно, упомянутыми версиями вовсе не исчерпывается весь диапазон взглядов на происхождение этого символа. Однако цель этой работы иная - к сожалению, этот древнейший знак для большинства людей имеет крайне негативную окраску и является сейчас в их понимании лишь фетишем германских национал-социалистов. Возраст этого символа - как минимум 6 - 7 тысячелетий, а количество народов, придававших свастике религиозное и иное значение, не поддаётся исчислению.



Термин "свастика" и его синонимы

Слово "свастика" традиционно обозначает равносторонний крест с загнутыми в одну сторону концами. Также её можно интерпретировать как четыре угла, соединённых в одной точке. Иногда углы были закруглёнными, иногда прямыми, острыми и даже тупыми. Само название происходит от сочетания санскритских слов "су" (добро) и "асти" (быть). К этому же корню восходит русское "свет". У славян свастика также была известна как коловрат, у германцев - Fylfot (Fylfog) (староангл.) или Fyrfos (старонем.). Более того, у славян существует множество свастичных символов с разнообразными оттенками значения, а скандинавы почитают Крест Одина - сочетание четырёх свастик разной направленности, объединённых вокруг креста. Многим народам Европы известна трёхлучевая свастика - трискель, изображение которого варьировалось, но везде значение оставалось неизменным - на Севере (1), на Британских островах (2), в Уэльсе (3) - Глаз Дракона. Также известен вариант под названием "Зонненрад" - "Солнечное колесо", использовавшийся позже как символ германского оккультного ордена "Туле". Буддисты называют свастику "мандзи", христиане - "гаммадион", у древних греков простая свастика называлась "тетраскеле", а с лучами в виде спиралей - "меандр". Китайцы называют левую свастику "вань", а правую - "вань-цзы".



Исторические корни свастики

По одной из концепций происхождения свастики, древнейшее изображение этого символа было обнаружено в Северо-западном Причерноморье. Свастика была нарисована на конусообразных крышках небольших сосудов, назначение которых скорее всего было ритуальным. Естественно, ведь в то время зависимость людей от природы была очень велика, и именно в ней люди видели своих Богов. Поэтому на ритуальных принадлежностях просто необходимо было начертать священные символы, символы стихий, среди которых главным, конечно, было Солнце. Эта керамика, возраст которой определяется учеными в 5450-5600 лет, принадлежала знаменитой трипольской культуре, предшественнице древнейших цивилизаций мира, развившейся в междуречье Буга, Днестра и Днепра. Некоторые ученые оценивают её возраст на 1000 лет старше - 5 тысячелетие до новой эры.

По другим версиям, свастика была обнаружена на входе в пещеру времён палеолита, что делает её возраст равным 10 тысячам лет. Как бы там ни было, до постройки египетских пирамид и появление дощечек с шумерскими письменами оставались ещё тысячелетия. В начале 3 тысячелетия трипольцев, прародителей индоевропейцев, начали теснить пришедшие с Востока представители ямской культуры. Часть трипольцев ушла на север Балканского полуострова и в юго-западные области Малой Азии. Здесь они положили начало крито-микенской культуры и чуть позже заложили основы соперника Древнего Египта - государство хеттов. О том, что символика древних трипольцев на Крите была ещё жива и понятна народам даже в пятом веке до н.э., свидетельствует критские монеты с изображением Минотавра и неотъемлемого для него лабиринта в виде свастики. Греки-эллины также в этот период использовали свастику в качестве орнамента, но, утратив смысл этого символа, вскоре окончательно отказались от его использования. От греков свастика попала на Апеннинский полуостров к этрускам. Во 2 тысячелетии скифо-сарматские племена, вторгшиеся в Северное Причерноморье с Иранского нагорья через Восточно-Каспийские степи, заняли обширнейшие территории степной и лесостепной зон от Карпат до Алтая. Они-то и переняли у праславян их представления о мироустройстве. Скифская свастика была представлена как в виде украшений керамики, сбруи коней, так и виде амулетов, и даже присутствовала на музыкальных инструментах. В XIII-VII веках до н.э. украшениями уздечек были стилизованные головы коней, образующие свастику, а в IX веке нашей эры свастика, образованная головами птиц, перекочевала на амулеты. На Русской равнине свастика фигурирует также на амулетах и ювелирных изделиях булгар в XI-XIV веках н.э., ранее вытесненных со скифских земель в Предкавказье полчищами гуннов. Часть скифских булгар с восточного побережья Чёрного моря переместилась на западное, ближе к Балканам, другая - поднялась по Волге до Камы, где образовала небольшое государство Волжских Булгар. Позднее вместе с другой ветвью индоевропейских племён, дошедших через Месопотамию и Среднюю Азию до долины Инда, свастика попала в культуры восточных народов, в том числе и семитских - древних египтян и халдеев. С этой же волной индоевропейцев в середине 2 тысячелетия до н.э. свастика проникла в культуру Северной Индии. Там она благополучно просуществовала до нашего времени, и, как многим другим явлениям, в культуре Востока ей был предан мистический смысл.



Позже свастика проникает в Тибет, затем в Центральную Азию и в Китай. Еще через столетие она приходит в Японию, и Юго-Восточную Азию вместе с буддизмом, который сделал её одним из своих важнейших символов. Это обусловлено тем, что Будда был включён проповедниками в пантеон божеств с тем, чтобы не вызвать недовольства со стороны большинства населения, исповедовавшего "добуддистские" верования. Как следствие такого нововведения, новых символов изобретать не пришлось.

Существуют также иные точки зрения на родину этого символа. Например, некоторые учёные считают древнейшей свастику из Малой Азии 6 тысячелетия до н.э. Кроме того, некоторые её разновидности относят к эпохам неолита и энеолита (рисунок: 1 - центральная Европа, 2 - Малая Азия, 3-7,10 - Иран, 8 - Восточная Европа, 9 - Западная Европа, 11 - Закавказье, 12 - Троя, 13 - доисторическая Индия). Прослеживается соответствующая символика и в культуре Закавказья, о чём свидетельствуют узоры, возраст которых насчитывает не одно тысячелетие.



Свастика в различных культурах

Индейцы Америки, жители Тибета, индусы, китайцы, скифы, семиты, персы, баски, греки, японцы, кельты, ирландцы, славяне, германцы: вот лишь неполный список народов, история которых говорит об использовании свастичной символики. Народности Ашанти (Африка), Тлингит (Аляска), Куна (Панама), Навахо (Америка) и жители о. Бали также не понаслышке знакомы со свастикой. Этот символ обнаружен на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются 5 тысячелетием до нашей эры. Свастика встречается в культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 г. до н.э. В Северо-восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероз, которое существовало во II-III веках нашей эры. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также изображена свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ганы, и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика была почти на всех оберегах у славян, поморов, скалвов, куршей, сарматов, мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей и многих других народов. Во многих религиях свастика по сей день является важным культовым символом. В древней Персии она украшала священные постройки, например, мавзолей шаха Наматоллы Вали (XV век). В древнеиндийской философии и буддизме свастика - символ вечного круговорота вселенной, символ Закона Будды, которому подвластно все сущее. В Индии джайнисты и индуисты изображают свастику повсеместно: на воротах храмов, на каждом жилом здании, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах. Ни одна священная церемония не проводится без изображения свастики. Многие народы бывшего СССР использовали свастичные узоры в древности и продолжают использовать их сейчас. Это и буряты, и осетины, и дагестанцы (резной камень, около XVIII в.; женское свадебное украшение). Свастика также широко распространена на Кавказе (рисунок; 1 - чеченцы, 2 - абхазцы, 3 - армяне, 4 - азербайджанцы, 5,6 - грузины).





В высокоразвитой культуре кельтов важное место занимали именно свастичные орнаменты (рисунок). Витиеватый трискель, например, считался изображением "спирали жизни". Он был обнаружен на древнем святилище бронзового века. Любопытно, что его рисовали в одну линию, не отрывая руки (1). Иной вариант этого символа обозначал три стихии материального мира, отражённые во всех телах - Землю, Воду и Небо (2) - каждая стихия течёт наружу и всегда возвращается к исходной точке. Также трискелем символизировалось Тройственное Женское Божество у друидов (Фотла-Эйру-Банба) или в традиции Викка (3). А вот этот символ (4) - собственно кельтская четырёхчастная свастика, изображённая на золотом щите ритуального назначения. Кроме того, необходимо упомянуть фигурку Божества прекрасной работы с изображением Креста Одина, по всей видимости, заимствованного кельтами у скандинавов.



Важное место занимала свастичная символика в известной своим богатством древнегреческой культуре. Например, любопытный вариант трискеля, трёхлучевой свастики, был изображён на щите, который подносился победителю Олимпийских игр в Афинах. Аполлон, бог солнца, нередко изображался с украшенными свастикой щитом и колесницей. Кроме того, щит богини мудрости Афины украшала стилизованная свастика в виде голов коней, а сама богиня нередко изображалась в украшенном свастиками одеянии. Древние греки часто использовали свастичный орнамент, расписывая свои прекрасные вазы. Жители острова Кипр изображали свастику на украшениях своей керамики. Даже во времена Возрождения живописцы, изображая сцены из жизни Древней Греции, в качестве орнамента нередко использовали свастику, (фрагмент фрески Рафаэля "Античная школа"). Более того, в культовых постройках северного Кипра фрески прямо-таки изобилуют изображениями свастики. Во время путешествия в эту чать острова была сфотографирована одна такая фреска на полу, изображающая множество священных символов, в том числе и солярных.





Значительное место отводилось свастичной символике в культуре викингов. Одним из самых распространённых священных символов был Крест Одина (Odinskret), в котором 4 свастики сгруппированы вокруг Солнечного Колеса Крест Одина считается олицетворением взаимосвязи времён года, вех человеческой жизни, различных форм сознания и т.п. Также свастика почиталась как символ, объединяющий динамику и статику. Для многих народов свастика была оберегающим и приносящим удачу символом, именно этим обусловлено широкое использование её в качестве украшений на оружии - Святое Солнце, играющее на клинке, приносило победу в бою. Так, на древнескандинавских наконечниках копий наряду с иными узорами мы видим правую свастику, Солнце, знак удачи (правая свастика и левый трискель, правая свастика). Свастикой нередко украшались ножны для мечей. Также свастика изображалась на магических амулетах древних германцев - т.н. брактеатах, на которых также присутствуют рунические надписи. Вызывает интерес украшение шахматной фигурки из коллекции в 93 фигуры, найденной на западном побережье острова Льюис в 1851. Шахматы сделаны из моржовой кости в те времена , когда эта земля была частью Норвежского королевства. На щите древнего воина, полем битвы которого стала шахматная доска, мы видим свастичный орнамент. Стоит также отметить впечатляющие украшения древних скандинавов. Являясь безупречными с ювелирной точки зрения, они имели глубокий мистический смысл. В этом отношении также интересна бронзовая брошь, украшенная стилизованными трёх- и четырёхлучевыми свастиками. Любопытна связь свастики с руническими письменами - например, надпись, выполненная серебром на бронзовом мече. Кроме оружия и ювелирных изделий, скандинавы украшали свастикой предметы быта (фрагмент конской упряжи, гребень).



Однако этим не ограничена распространённость свастики в Европе. В древние времена намного сильнее, чем сейчас, ощущалась связь поколений и времён. Подтверждение этому можно найти практически в любой сфере жизнедеятльности людей той эпохи. Остановимся на наиболее красноречивых примерах, а именно на применении свастичной символики в качестве украшения керамики, что всегда являлось характерной чертой европейского гончарного ремесла, с древних времён (например, керамика Босфорского королевства) и до сравнительно недавних пор (чаша, найденная на о. Рюген, ныне Германия, с морской и небесной символикой; гончарное клеймо из Гданьска, X век; западноевропейский орнамент, XIII век). Невозможно охватить весь диапазон культур, использовавших свастику. Многие народы остались за рамками этой работы, но это вовсе не значит, что по рассматриваемому вопросу о них сказать нечего. Авторами были упомянуты многие культуры, оказавшие влияние на становление европейской цивилизации. Тем не менее, нехватка места и материала обусловила то, что "за кадром" остались многие народности, внесшие свой вклад в развитие Европы. Это ни в коей мере не значит, что символ, ставший темой этой работы, был свойственен лишь отдельным народам. Постоянное взаимопроникновение одной культуры в другую, в рамках не только областей и государств, а даже материков обусловило широкое распространение свастики по всей планете. Оставив вопрос о вероятности общей прародины всех людей для обсуждения в другом месте в иное время, авторы сконцентрировались лишь на фактах, которые объединяют множество народностей со всех уголков планеты, а именно использование свастики и является таким фактом, который суть связующее звено между доисторическими временами и средневековьем, между Востоком и Западом, Севером и Югом. В пределах Европы найдено множество предметов, украшенных свастикой, которые относились к различным сферам человеческой деятельности. Тут необходимо упомянуть и древний алтарь, найденный на территории Франции, и резной камень из Ирландии, и вазу племени галлов, и англосаксонскую фибулу, и многое другое, что не вошло в данную работу. Однако авторы выражают надежду, что и использованного материала достаточно для того, чтобы проиллюстрировать всю широту распространения свастики.





Культура американских индейцев также не обошла вниманием свастику. Хотелось бы отметить свастичные узоры в культуре долины Миссисипи и Мексики. Индейцы Навахо изображали свастику с антропоморфными мотивами - загнутые концы лучей представляли собой человеческие фигурки, изображавшие мужчину и женщину. Весьма любопытен ткаческий узор индейцев - он во многом напоминает славянский, рассмотренный в следующей главе - "Свастика на Руси". Свастика также присутствует на щите воина из индейского племени Пима, пробитый стрелой противника. Очевидно, не только викинги верили в военную удачу, принесённую свастикой. Иногда индейцы сочетали свастику с тотемными изображениями.



Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что свастика ни коей мере не является символом, принадлежащим какой-то одной народности, а напротив, связывает множество земель и народов, что даёт определённые основания для поиска общей прародины человечества.

Свастика на Руси

Одним из главнейших мотивов русского ремесла всегда была солярная символика, одним из вариантов которой, как известно, и является свастика. Использование Солнца в качестве художественного образа характеризует высокоразвитую дохристианскую культуру славян. Это обусловлено родовым знанием - Веданием, в котором не последнее место занимала целая "династия" Солнцебогов. В настоящее время достаточно распространено мнение, согласно которому с крещением Руси в её истории начался новый этап, перечеркнувший собой всё, что ему предшествовало. Однако на самом деле христианство не только не искоренило так называемое "язычество", но и в значительной степени приспособилось к нему, лишь переделав богов в святых и заменив традиционные названия празднеств, месяцев года и так далее. Мотивы дохристианской культуры просматриваются буквально в каждой православной святыне (см. главу "Солярная символика и христианство"). По материалам археологических исследований Россия является самой богатой территорией по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа - ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастик, покрывающих русское оружие, стяги, национальный костюм, украшения (височное кольцо из серебра, культура вятичей, XII в.; навершие булавки, Новгород, XII век; кольца; пряжка, Новгород, XIII в.), дома, предметы быта и храмы, причём свастика используется как в качестве украшения с чисто эстетической функцией, так и в качестве обереговой символики. Рассмотрим, например, серебряное височное кольцо вятичей. Наряду с руническими символами и производными от них, мы можем видеть свастики, расположенные на крайних лепестках. По всей видимости, это кольцо обладает большим магическим значением. Раскопки древних курганов и поселений говорят сами за себя - многие древние славянские городища имели форму свастики, сориентированной по четырем сторонам света. На протяжении многих тысячелетий славяне использовали символ свастики. Все знают, что Вещий Олег прибил свой щит на врата Царьграда (Константинополя), но мало кому известно, что там было изображено. Тем не менее описание символики его щита и доспехов можно найти в исторических хрониках.



Если почти во всех иностранных языках различные начертания солнечного креста с изогнутыми лучами называются одним словом -"свастика", то в русском языке для различных вариантов свастики существовало и существует поныне более 140 названий и гораздо большее количество вариантов изображения, что также свидетельствует о "русскости" этого символа. Например: Коловрат, Посолонь, Свята Дар, Солнцеврат, Агни, Солнечный Крест, Солард, Светолет, Цветок Папоротника, Перунов Цвет, Боговник, Сварожич, Святоч, Яроврат, Одолень-Трава, Родимич, Чароврат и т.д. У простых крестьян были свои названия свастики. В деревнях Рязанской губернии ее называли "ковылем" - воплощением ветра; на Печоре - "зайцем", здесь графический символ воспринимали как частичку солнечного света, лучик, солнечный зайчик; кое-где крест именовали "конем", "конской головой", ведь ещё давным-давно коня считали символом солнца и ветра; назывались свастики и "огнивцами", опять же в честь солнца. На селе до сей поры на древние праздники одевают женщины нарядные сарафаны и рубахи, а мужчины - косоворотки, вышитые свастиками различной формы, пекут пышные караваи и сладкое печенье, украшенные коловратом. Даже русский танец "хоровод" имеет в себе тот же глубинный смысл, что и графическое начертание свастики. Иногда его так и называли - коловрат.

Как уже говорилось, до наступления второй половины ХХ века основным узором, использовавшимся в славянской вышивке, была свастика. Применение свастики в орнаментах на Руси просто неисчислимо. Академик Б. А. Рыбаков называл коловрат "связующим звеном между палеолитом, где он появился впервые, и современной этнографией, дающей неисчислимое количество примеров свастичных узоров в тканях, вышивке и плетении". Истинная традиция жила на Руси очень долго. Свастика была не чужда русскому императорскому дому. При Петре I стены его загородной резиденции были украшены свастиками. Потолок тронного зала в Эрмитаже также покрыт этим священным символом. Её появление в Петербурге в начале века связано с именем императрицы Александры Фёдоровны, глубоко интересовавшейся ламаизмом Тибета. Она никогда не упускала случая защитить семью или своих друзей любимым оккультным знаком - свастикой, которая присутствовала на многих её рукописях и дареных книгах, что часто поражало членов дипломатического корпуса, аккредитованного в Петербурге. Недоумение продолжается и сейчас, но только среди тех, кто не знает, что свастика была чтима предками Александры Фёдоровны по Гессенской линии в двух её ответвлениях: Гессен-Кассельской и Гессен-Дармштадтской. И не случайно в доме Ипатьева, где была расстреляна царская семья, Пьер Шильяр, швейцарец, бывший прежде воспитателем царевича, обнаружил "в амбразуре одного из окон в комнате царя и царицы любимый знак императрицы, нарисованный карандашом, и под ним дату: 17(30) апреля 1918 года". Тот же знак - свастика - был нарисован но обоях рядом с широкой кроватью. Свастика стала самым распространённым обереговым знаком в России 1900-х годов, Западной и Восточной Европе - сказалось влияние "Тайной доктрины" Е.П. Блаватской (эмблема её Теософского общества), учений Гвидо фон Листа и так далее.



В Советской России нарукавные нашивки бойцов Красной Армии Юго-восточного фронта с 1918 г. украшала свастика с аббревиатурой РСФСР

внутри После свержения самодержавия свастика появляется на новых денежных купюрах Временного правительства, а после октября 1917 года - на дензнаках большевиков. Сейчас мало кому известно, что матрицы для печати купюр с изображением свастики на фоне двуглавого орла были изготовлены по специальному заказу и эскизам последнего царя Российской Империи - Николая II. В 1917 году Временным правительством в обращение вводятся новые купюры достоинством 1000, 5000 и 10000 рублей, на которых изображена уже не одна свастика, а три: две поменьше в боковых вязях и крупная свастика посредине. Деньги со свастикой были в обиходе вплоть до 1922 года, и только после образования Советского Союза были выведены из обращения.





В наши дни философы, лозоходцы и экстрасенсы предлагают строить городские кварталы в виде свастик - такие конфигурации должны генерировать положительную энергию, кстати, эти выводы уже подтверждены современной наукой. Подробнее это вопрос будет рассмотрен в главе "Различные толкования свастики". К сожалению, в сознании большинства людей в наше время свастика ассоциируется с германским национал-социализмом, принесшим неисчислимые бедствия на нашу землю. Мы очень надеемся, что с течением времени свастика займёт присущее ей место в ряду великих символов человечества. Далеко не последней сферой применения солнечных символов является магическая практика. Ведь по одному из толкований свастика является субруническим (т.е. связанным с рунами, древними магическими письменами) символом, составленным из двух рун, носящих по древнескандинавской традиции имя Sowilo - S - Солнце. Эти символы известны на всём индоевропейском пространстве, и именно сведения о рунической магии во всех её разновидностях позволяют нам говорить о широком применении свастики в сочетании с различными видами магии. В таком аспекте видится возможным спроецировать значение свастики как символа Солнца на способность этого знака оказывать влияние на такие сферы, как дарование силы и успеха, плодородия и исцеления. В одном из способов применения коловрат может выступать как олицетворение силы отдельной личности как противопоставление окружающему миру. Именно эти силы, как считается, способны оказать значительную поддержку тому, кто стремится трансформировать собственную жизнь и внешний мир. По сути, приведённая ниже молитва, известная как "Гаятри" (Гаятри - в древнеиндийской мифологии имя жены Брахмы, матери Вед) наиболее полно отражает глубинный смысл свастики как магического элемента:

Ты, которое источник всякой силы, Чьи лучи освещают весь мир, Освети и моё сердце тоже, Чтобы и оно могло делать твою работу.

Эта молитва особенно интересна в свете глубокой связи веры наших пращуров с индийской ведической традицией. До нас дошло крайне незначительное количество информации, но и оно даёт первичные представления о волшебстве наших предков. Некоторые исследователи истории Вологодской области утверждают, что там проживали последователи магии друидской традиции, совершившие ритуальное самосожжение в XII веке. Было найдено кольцо одного из друидов. Символика кольца весьма таинственна, однако не исключено, что она также имеет непосредственное отношение к Солнцу и обладает магической силой. До сих пор вологодские кружева сохранили свастику как один из основных узоров.



Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что свастика и солярная символика вообще не являются чем-то чуждым славянам, а напротив, занимают одно из главных мест в ряду важнейших культурных явлений. Даже в начале нашего столетия можно было встретить свастичные орнаменты, например, на лестничных витражах некоторых домов в Санкт-Петербурге. Это говорит об актуальности солярной символики даже тогда, когда, казалось бы, память о ней должна была уже изгладиться из народного творчества.

Свастика как элемент беларуской культуры

По большому счёту, применение солярной символики беларусами лишь незначительно выбивается из общеславянского контекста, но существуют некоторые особенности, которые, несомненно, заслуживают рассмотрения. Во-первых, солярная символика как элемент ткаческого искусства, одежды и украшений используется гораздо шире. Это ярко выражено, например, в орнаментике Смоленской области - этнической территории беларусов. Символизм беларуских ремёсел также предполагает гораздо большую долю красного цвета в вышивке, нежели всех остальных. Орнаментальные украшения одежды свидетельствуют о сохранности изначального миропонимания у крестьян, однако с определённой долей приближённости можно назвать использование подобных знаков скорее бессознательным, чем осознанным - тот, кто изображал Солнце, скорее чувствовал негативность Его отсутствия, чем благо, принесённое присутствием светила. Приведённые на рисунке фрагменты являются характерными не только для Смоленской области, но и для беларусов в целом, хотя в общем ткаческая традиция современной Беларуси представлена символами, отражающими полный цикл народного аграрного календаря, сохранившего в себе практически в первозданном виде все черты древнего миросозерцания (рисунок - образец ткачества Могилёвской области, II пол. XIX в.). Так, одно из самых ранних изображений свастики можно видеть на горшке из захоронения около д. Нача, датированный 3 тыс. до н.э. Народное творчество подразумевало связь свастики с огнём, а также использовало её в качестве символического обозначения земледельческого календаря, что опять же является вариацией на тему годового цикла. Известны также иные предметы, несущие знак Солнца, которые были найдены на территории Беларуси. Выразителен пример наконечника копья, обнаруженного под Брестом - так называемый "Ковельский наконечник". Он изготовлен из стали и инкрустирован серебром. Приблизительная дата изготовления - III век нашей эры. Что касается более позднего этапа развития беларуской культуры, то, к примеру, свастичные элементы были широко представлены в народном ремесле (рисунок), а также в геральдике и сфрагистике средневековья.



Свастика или её варианты встречаются на печатях мещан, лавочников и чиновников. Шляхетские гербы также не обошли их вниманием - на некоторых гербах рода Радивиллов, а также на гербах Симеона Войны и Антония Михаила графа Паца присутствует слегка видоизменённая свастика с тремя лучами. Более того, даже на известном кресте Ефросиньи Полоцкой присутствует стилизованная свастика (рисунок). Всё это свидетельствует о сохранении практически неизменной солнечной символики у беларусов с поправкой на национальные особенности орнамента, а также о осовременивании значения свастики и прочих знаков в беларуской культуре.



Беларусь может быть очень ёмко охарактеризована словом "между". Это в полной мере касается и вопроса данной работы. Всё, что было сказано выше можно отнести к так называемой "славянской" точке зрения. Но следует принять во внимание также и влияние балтского субстрата на развитие культуры этих земель. С позиций такого подхода Беларусь относится к Прибалтийскому историко-культурному району. В связи с этим имеет место распространение свастичных символов на территориях, соседствующих с современными Литвой и Латвией. Прослеживается и общность графической традиции в данном регионе. Такие выводы делаются на основе раскопок балтских захоронений на территории Беларуси. Представляют интерес самые различные артефакты, такие как налобное украшение ХII-XIII вв. с изображением свастики (д. Кукли, Гродненская обл.), клейма на донцах, найденных около д. Пацова Слобода (XI-XII вв., Могилевская обл.) и д. Лоск (XIV-XVI вв., Минская обл.). Необходимо также отметить и расхождение с большинством "солярных" концепций. В данном случае речь идет об "огненной" ипостаси свастики и ее связи с культом домашнего очага. Важно отметить тот факт, что обе точки зрения имеют право на существование. А сам же беларуский орнамент сформировался в ситуации взаимопроникновения различных культур, что и предопределило его своеобразие.



Свастика и христианство

Солярная символика - это древнейшее проявление мировосприятия, характерное для всех без исключения культур, пережившие все без исключения перемены в общественном строе, месте проживания и религии. Принято считать, что с принятием христианства одновременно произошло отречение от былых взглядов на устройство мира и религиозных представлений. Однако это не совсем так. Что касается рассматриваемой символики, она практически без изменения перешла из одной эпохи в другую. Колёса с шестью или восемью спицами, свастики, кресты, вообще практически все круглые и симметричные символы были прямо заимствованы новой верой, даже раннехристианский крест изображался равносторонним. Естественно, все эти символы перешли с тканых узоров, керамики, оружия, жилищ на иконы, обложки религиозных книг, одежды священнослужителей и росписи храмов. Свастика занимала важное место и в православии, и в католицизме. Для западной традиции самым ярким примером здесь скорее всего будет фрагмент оформления обложки Еванеглия из Линдсфарне, Англия, относимого к концу VII века н.э., которое сейчас хранится в Британской библиотеке в Лондоне. На ней явственно заметны четыре свастики (на приведенном фрагменте - одна правая и одна левая) наряду с растительными узорами и сплетениями, выполненными в кельтском ключе. Также красноречив пример оформления страницы Евангелия из Муниципальной библиотеки в Дижоне, Франция. Книга относится к середине XII века. Иллюстрация изображает св. Даниила среди львов, и наряду с традиционными растительными элементами рисунок украшен достаточно ярким свастичным орнаментом. Этот фрагмент очень напоминает страницу из православного Псалтыря XII века.



Применение солярных мотивов в храмовом строительстве можно рассмотреть на примере православной традиции. На фрагменте картины Ф.Клагеса "Внутренний вид храма Христа-спасителя" (холст, масло, 1883) мы видим две типичных разновидности символа Солнца - восьмиспицевое колесо и равносторонний крест. В церкви святого Луки в современной Греции солярность украшений более выразительна - на рисунке заметна роспись арки бокового нефа - свастика в практически первозданном виде. На святительском чине в Софийском соборе города Киева, в древнейшем христианском храме в России, построенном ещё Ярославом Мудрым, изображены пояса из чередующихся свастик и прямых крестов. В Чернигове есть церковь Св. Пятницы, построенная в XI веке, настенный орнамент которой сочетает в себе крест и свастику.



Необходимо отметить, что значение, придаваемое подобной символике, также претерпело определённые изменения. В христианской традиции правая свастика символизирует первое пришествие сына Божьего Иисуса Христа для спасения людей, прямой крест - его земной путь, наконец, левая свастика - воскрешение Иисуса Христа и его второе пришествие в силе и славе. Кроме того, свастика символизировала также стихии огня и ветра - стихии, воплощающие Святой Дух. Этот символ изображался не только на иконах: как знак, связанный с Христом, свастика присутствовала в раннехристианских церквях катакомбного типа. В более поздние эпохи солярная символика не была так широко распространена, как прежде, но, тем не менее, можно обнаружить несколько изменённые свастичные орнаменты, которые приблизились по своему внешнему виду к растительным узорам. Рассмотрим, например, гравюру XV века, изображающую монаха-переписчика. Слева явственно заметна видоизменённая свастика. Интересен также представлен костёл Св. Андрея Баболи в деревне Нарочь, Беларусь. Стоит обратить внимание также на украшение из церкви в Гуцульском районе, Карпатия, а также на примеры росписи пасхальных яиц на Украине. Это говорит о том, что несмотря на христианизацию, элементы древней орнаментики не только не исчезли, но остались и получили новое толкование - новая вера оказалась не в силах стереть из генетической памяти людей изначальные архетипы. Православный художественный канон также не обошел вниманием данный символ, естественно, в его новой трактовке. Так, на изображении Христа - Вседержителя левая и правая свастики помещены на груди как символы начала и конца всего сущего, а на иконе "Богоматерь-Державная" на головном уборе изображена золотая свастика.





Свастика в гитлеровской Германии

Что касается гитлеровской Германии, то свастика была выбрана в качестве символики Третьего Рейха не случайно. "Эффект был как от разорвавшейся бомбы", - писал Гитлер о выборе символики для своей партии. Иногда можно услышать полностью абсурдную версию о том, что свастика - это сочетание четырёх букв "Г" от фамилий Гитлера, Гиммлера, Геринга и Геббельса или Гесса. На самом деле в 1908 году австрийский мистик Гвидо фон Лист обнаружил свастичные мотивы в магических орнаментах древних германцев. Этот факт дал ему повод противопоставить свастику христианскому кресту и заявить в 1910 году о свастике как о символе всех антисемитских организаций в связи с предположением о её отсутствием у семитских народов, хотя позднее, в конце 20-х годов, были опубликованы работы английских и датских археологов, обнаруживших свастику не только на территориях, населенных семитскими народами (в Месопотамии и Палестине), но и непосредственно на древнееврейских саркофагах. Оккультное общество "Туле", занимавшееся исследованиями германского религиозно-мистического наследия, поместило свастику в свой герб.



Впервые как политический знак свастика была применена 10-13 марта 1920 г. на шлемах боевиков так называемой "бригады Эрхарда", составившей ядро "Добровольческого корпуса" - монархической военизированной организации под руководством генералов Людендорфа, Секта и Лютцова, осуществивших капповский путч - контрреволюционный переворот, посадивший "премьером" в Берлине помещика В. Каппа. Хотя социал-демократическое правительство Бауэра позорно бежало, капповский путч был ликвидирован за пять дней созданной под руководством компартии Германии 100-тысячной Красной Армией Германии. Авторитет милитаристских кругов был после этого сильно подорван, и знак свастики стал с этого времени означать знак правого экстремизма. С 1923 года накануне "пивного путча" Гитлера в Мюнхене свастика становится официальной эмблемой гитлеровской партии НСДАП (Национал-социалистическая германская рабочая партия), а с сентября 1935 года - главной государственной эмблемой гитлеровской Германии, включённой в ее герб и флаг, а также в состав эмблемы вермахта - орла, держащего и когтях венок со свастикой.



Сам Гитлер скорее всего неоднократно встречался с ней в детстве в Бенедиктинском Монастыре в г. Ламбахе, верхняя Австрия, где он вырос: в 1897-98 годах Адольф пел в монастырском детском хоре, а здание монастыря было в нескольких местах украшено свастикой. Кроме того, золотая свастика украшала герб настоятеля. Возможно, это также повлияло на выбор символики для НСДАП. Кстати говоря, большую часть символов гитлеровцы позаимствовали именно у мистического ордена "Туле", который, в свою очередь, почти без изменений воспользовался традиционной скандинаво-германской символикой. Адольф Гитлер никогда не называл символ НСДАП свастикой, вместо этого он использовал слово "Hakenkreuz", что в дословном переводе означает "крюкообразный крест". Эта символика чаще всего в Германии сочеталась с орлом, традиционным символом Рейха.

Левая свастика, использовавшаяся Гитлером, по одному из толкований является символом "ночного солнца", тёмных сил.

Что обозначает свастика?

Итак, свастику как графическое изображение можно обнаружить в любом древнем культе по всему миру - в Британии, Ирландии, на просторах современной России, Микенах, Гасконии, у этрусков, индусов, кельтов и германцев, в центральной Азии и доколумбовой Америке. Она ассоциировалась с Христом, русско-ведическими (Перун, Сварог, Семаргл) и индуистскими богами (Агни, Шива, Вишну), древнегреческими божествами (Зевс, Гелиос, Афина), с нордическими богами - молот бога грома Тора иногда изображался в виде свастики. Символ солнечной энергии в Вавилоне и Египте - также свастика. Невозможно объять все толкования этого знака. Остановимся лишь на наиболее показательных.

В наиболее общей трактовке свастика обозначает круговорот бытия, годовой цикл, вечное движение галактики, которая даже формой напоминает данный символ. Это значение может претерпевать некоторые изменения, делая свастику символом солярным и обозначающим движение Солнца по небосклону. С этим значением тесно связаны производные от него, обусловленные солнцепоклоннической направленностью Древних Религий - жизнь, плодородие, удача. В индуизме свастичный символ является воплощением вечной сменяемости жизни-перерождения, "круговорота сансары", а также движение от микрокосмоса к макрокосмосу. Буддисты, кроме того, считают свастику олицетворением Закона Будды, которому подвластно всё сущее. Более того, левая и правая свастики соответственно воплощают богиню Кали-Майю (Луна, мать Будды) и бога Ганешу (Солнце, отец Будды). Существует также священный рисунок Стопы Будды, который, кроме изображения следа, оставленного Буддой, используется как карта для массажа - свастики обозначают особые точки, воздействуя на которые, мастера воздействуют на здоровье человека. Кроме того, свастика часто присутствовала на священных изображениях Будды (китайско-дальневосточная иконографическая традиция). Свастика также может считаться эквивалентом символа "Инь и Ян". Так, на священном символе "Фалунь Дафа" можно видеть четыре буддистских свастики и четыре символа "Инь и Ян" системы Дао. Когда этот символ вращается по часовой стрелке, он поглощает вселенскую энергию, против - выделяет. О христианской трактовке было уже упомянуто, хотя мы считаем её вторичной по отношению к исходной.



Насчёт единого смысла свастики учёные не могут прийти к общему мнению. Предлагались такие истолкования, как вращающееся Солнце, испускающий лучи круг полуденного Солнца, солнечная колесница, полюс и вращение звезд вокруг него, четыре стороны света, четыре фазы Луны, четыре ветра, четыре времени года, движение вихря, движение, вращающее мир, центр, созидательная сила в действии, порождение циклов, вращение колеса сансары, крест как четыре угла квадрата, над которыми движется по кругу Солнце, превращая их в круг (т.е. округляя квадрат и делая квадратом круг), крест как сочетание вертикальной и горизонтальной линий, что означает дух и материю, а также четыре ступени существования.

Предполагается также, что свастика олицетворяет условное изображение человека с двумя руками и двумя ногами, или соединение мужского и женского начал, динамическое и статичное, подвижное и неподвижное, гармонию и равновесие, две взаимодополняющие фазы движения, центробежное и центростремительное, вдох и выдох, уход от центра и возвращение к нему, начало и конец. Кроме того, предполагают, что она символизирует некий лабиринт, воду в движении, или, может быть, изображение разветвленной молнии, являясь сочетанием двух 2-образных символов молнии, или двух горящих факелов и их кругового движения, или двух изогнутых палочек, которые носит Ведическая королева Арани для добывания огня, или кабалистического Алефа, символа первобытного движения Великого Дыхания, закручивающего хаос в центре творения, или удвоенного скандинавского Змея-Солнца. Другие полагают, что свастика была образована пересечением меандра, или как вариант креста Тау. Также предполагается, что это символ покорности и смирения, как и руки, скрещённые в знак покорности на груди. Изображения свастики появляются как у богов, так и у богинь.

Сочетание свастики вместе с женскими символами привело к предположению, что она символизирует четыре фазы Луны, но, в основном, она ассоциируется с солнечными и плодородными символами, такими как лев, баран, олень, лошадь, птицы, лотос. Её можно найти на алтарях, статуях, одеяниях, урнах, вазах, утвари, керамике, оружии, щитах, платьях, монетах, а также веретенах, где, как считается, она должна означать вращательное движение. В любом случае, это символ доброй удачи, доброго предзнаменования, доброго пожелания, благословения, долгожительства, плодородия, здоровья и жизни. Есть две формы свастики: прямая и обратная, которые, как считается, символизируют мужское и женское, солнечное и лунное начало, движение по и против часовой стрелки ("посолонь" и "осолонь", как говорили на Руси), а также, по-видимому, два полушария, небесную и хтоническую силу, восходящее весеннее и заходящее осеннее Солнце. Свидетельства, что обратная свастика является женским символом, можно найти на изображениях Артемиды и Астарты, где она изображена на треугольнике вульвы. Гностические секты поздней античности использовали разновидность свастики, составленной из согнутых в коленях ног как тайный символ, сравнимый с трехосевым крестом. Джайнисты считают свастику символическим изображением четырёх мест возможного перерождения, реинкарнации: животный мир, Земля, ад, царство духов. В буддизме свастика также называется "мандзи" и считается символом совершенства. Вертикальная черта указывает на взаимосвязь Неба и Земли, горизонтальная - на борьбу извечных противоположностей Инь и Ян. Поперечные штрихи, направленные влево, олицетворяют мягкость, сострадание, добро, вправо - твёрдость, постоянство, разум и силу. Мандзи является эмблемой монастыря Шаолинь, равно как и иных центров единоборств. Многие приверженцы восточных боевых искусств носят на своих кимоно именно леволучевую мандзи, символизирующую чистоту их помыслов, считая её первичной. Среди иных толкований можно упомянуть связь свастики с земледелием и характерной ориентацией по сторонам света. Основу здесь составляет момент четверичности, точнее, "конфигурация движения, расчленённого на 4 части". Свастикой обозначались энергетические центры человека - чакры. В масонской традиции свастикой отводили беду и зло. В оккультизме реинкарнация называлась "ротацией" и изображалась в виде свастики. Так, в одном из мистических орденов начала века ("Братья-инициаты Азии") во время ритуальных церемоний 29 инициатов становились на большую шахматную доску, образуя живую свастику, оставляя при этом центральную клетку свободной. Этот ритуал существует и поныне среди магических групп Великобритании.

В Китае свастики используются для изображения сил Инь и Ян, "накопление счастливых символов Десяти Тысяч Сил". Это ранняя форма иероглифа "фан", означающего четыре предела космоса и земли. Будучи использована как рамка, означает "вань-цзы", Десять Тысяч Вещей или последовательностей, т. е. не имеющую ни начала, ни конца последовательность, бесконечное обновление жизни, вечность. Она символизирует также совершенство, движение, соответствующее закону, долгожительство, благословение, доброе предзнаменование, добрые пожелания. Она также - Громовая Спираль. Голубая свастика означает беспредельное совершенство Неба, красная - беспредельное совершенство добродетели сердца Будды, желтая - бесконечное процветание, зеленая - беспредельное совершенство, содержащееся в земледелии. Ориентированная по часовой стрелке свастика - сила Ян, против часовой стрелки - сила Инь. Кроме присущей свастике энергии вращения, использовалась и другая графическая символика этого знака: загнутые концы образуют квадрат, окружающий статический центр. В символике североамериканских индейцев свастика была связана со священным числом четыре, четырьмя богами ветров, четырьмя временами года; в Китае - с четырьмя сторонами света, а также являлась символом числа 10 000.

Возникает ряд закономерных вопросов: почему всё-таки свастика получила такое распространение, выходящее далеко за пределы территории расселения индоевропейских народов, почему люди изображали именно её, как это можно объяснить? Попробуем привлечь для объяснения современную науку. Существует очень любопытная теория торсионных полей, разработанная Геннадием Шиповым, согласно которой любой материальный объект имеет своё поле, имеющее энергоинформационную природу и формирующее психический образ этого предмета в сознании человека. Эти поля могут иметь положительную либо отрицательную направленность, влияя тем или иным образом на воспринимающего. Экспериментально наличие торсионных полей доказано способностью некоторых слепых от рождения людей читать книги, написанные обычным, не брайлевским шрифтом. Какое это имеет отношение к свастике? Самое непосредственное. С древнейших времён замечено, что форма предмета оказывает сильнейшее воздействие на человека. В нижеследующей таблице приведены значения торсионной контрастности, которая характеризует величину и знак торсионного поля некоторого символа по отношению к фону в виде чистого листа бумаги. Как видно из приведённой таблицы, наисильнейшим торсионным полем обладает круг - Солнце в чистом виде, древний охранный знак, известный всем без исключения народам - это и нимб над головой христианских святых, и буддистская Мандала, и народное поверье о круге как о стене от злых сил, и округлая форма древнейших поселений… Левая свастика занимает второе по положительной силе место, и неудивительно, ведь она также связана с Солнцем и плодородием.



Существует также иное толкование заложенного в свастике глубинного смысла. Немецкий психоаналитик Вильгельм Райх в своей книге, вышедшей в 1933 году, объяснил притягательное действие свастики на массы: "Она действует на подсознательные эмоции наблюдателя. Свастика - не что иное, как изображение обвившихся друг вокруг друга людей, схематическое, но в то же время вполне узнаваемое. Одна линия означает половой акт в горизонтальном, другая - в вертикальном положении. Можно предположить, что этот символ будоражит скрытые от нас самих струны в организме, притом тем больше, чем меньше удовлетворён человек, чем более он похотлив. Если же приписать этому знаку дополнительно идею верности и чести, то он сумеет удовлетворить и моральные сомнения и будет тем более охотно принят". Вы можете ознакомиться с рисунком, иллюстрирующим те же представления в древности.



Свастика как элемент гербов и флагов

Вполне естественно, что этот знак по сей день широко используется в официальной символике и ещё шире использовался в ней ранее - большая значимость свастики не могла остаться незамеченной разработчиками гербов и флагов. На нашей земле самым выразительным примером будет герб семьи Борейко. Это имя, по легенде, было пожаловано одному боярину главой Великого Княжества Литовского Гедимином за победу над татарским воином, которая решила судьбу всего княжества. В гербе этого рода белая свастика расположена на красном поле. На этом рисунке мы видим главу рода с дружиной. Не правда ли, вид у них более чем внушительный и устрашающий? Что касается относительно недавнего времени, то интересен в этом отношении герб Львовского Национального музея, принятый в 1909 году. Связь свастики с небесными светилами в нём подчёркнута символическими изображениями по бокам, которые могут иметь как солярное, так и лунарное происхождение.



На рубеже XIX и XX веков была провозглашена Панамская республика, на флаге которой была изображена свастика, древний символ населения этой страны. Из-за ассоциаций с гитлеровским режимом свастика в 1942 году была модифицирована красным носовым кольцом, национальным украшением панамских индейцев. Свастика в той или иной форме до сих пор красуется на гербах Острова Мэн и Южной Осетии, а также на флаге индийских джайнистов.



В Финляндии свастика входит в президентский штандарт, то есть фактически в знамя республики, а также включена в военный и военно-морской флаги страны и, кроме того, применяется в качестве орденского знака на цепи Большого Креста ордена Белой Розы (высший финский орден, которым могут быть награждены высокие иностранные государственные деятели), в ордене "Крест Свободы" девяти степеней. Сохранение свастики в числе своих государственных символов Финляндия мотивирует тем, что для нее свастика не связана с фашизмом, поскольку была введена в этой стране в 1919 году, то есть до появления ее в Германии.

Свастика и современность

Естественно, с течением времени яркость любого символа в человеческой памяти угасает. Тем не менее, в первой половине XX века можно было наблюдать интенсивное расширение круга использования свастики. В частности, в этом плане особенно выделяются Соединённые Штаты Америки и Канада. Свастика часто изображалась как символ удачи и благополучия на открытках. Кроме того, в начале 20-х годов американской Скаутской организацией был принят значок, которым награждался каждый, сделавший доброе дело для скаута. Носитель этого значка был другом всех скаутов и всегда мог рассчитывать на их помощь. Любопытно, что Баден-Пауэлл, глава Скаутского движения, был неплохим знатоком истории свастики и даже упоминал о ней в связи с исчезнувшей Атлантидой. Свастика некоторое время была рисунком одной из нашивок армии США. Она по сей день украшает площадь перед Филадельфийским Музеем Искусств.



Достаточно любопытны и даже несколько забавны следующие примеры. В 1920-х годах компания "Coca-Cola" выпустила брелок с рекламой своего напитка в бутылках. Форма этого изделия достаточно нетрадиционна для пищевой промышленности, не правда ли?. В канадском городе Эдмонтон в 1916 году существовала женская хоккейная команда, униформа которой не может не вызвать улыбку. Кроме того, в этой стране было как минимум 3 хоккейные команды под названием… "The Swastikas" - "Свастики"! Канада вообще необычная страна… Там даже возможен приезд в Свастику. Неудивительно, ведь так называется один из небольших городов. В программе известного американского цирка Барнума можно было увидеть группу клоунов под названием "The Pinheads" ("Булавочные головки" или "Дурачьё"). Казалось бы, ничего примечательного, но на их сценических костюмах мы видим… свастику. Предположительно снимок относится к тридцатым годам нашего столетия.



Известный писатель Редьярд Киплинг рисовал правую свастику на своих книгах в качестве герба, а издательство "Игнис" в Варшаве поместило левую свастику в свой логотип. На этой фотографии изображена Джеки Бувье, будущая Джеки Кеннеди, в праздничном костюме, связанном с культурой американских индейцев.



Всё это говорит о том, что символ был не только не забыт, но и получил в первой половине века осовремененное значение вкупе с весьма и весьма необычными вариантами использования. Далее на линии времени для свастики наступает период очернения и утраты первоначально глубоко позитивного значения. Подробнее свастичная символика Третьего Рейха рассмотрена в главе "Свастика в гитлеровской Германии". В конце века свастика почти не используется. Условно этот маленький ручеёк, оставшийся от большой реки Памяти, можно разделить на два направления: политическое и историко-культурное (мы не относим несознательное изображение свастики к значимым явлениям, хотя и частично рассматриваем в данной главе). К сожалению, некоторые политические организации, имеющие не всегда благополучную репутацию в обществе, в качестве своей символики выбирают свастичные варианты, что на подсознательном уровне вызывает у людей негативные ассоциации. В ряду таких организаций можно упомянуть Русское Национальное Единство, Ирландскую Республиканскую Армию, движение Африканского Сопротивления и Националистическую рабочую партию Аргентины (НРПА). Однако следует помнить, что формирование мнения о любой организации лишь на основе того, что её эмблема так или иначе связана со свастикой является ошибочным. Это символ обладает неоспоримо большим потенциалом, который может использоваться по-разному. Мы призываем судить о тех, кто изображает свастику на эмблемах, логотипах, рисунках, где угодно, на основании их поступков, принципов, убеждений, слов, политических программ, а не на основании того, что визуальная сторона их деятельности содержит применение свастичной символики.



Древняя традиция живёт и сегодня, и порой в самых несовместимых свои ипостасях. Естественно, после незаслуженной дискредитации свастики в середине XX века круг её использования сократился до ничтожных размеров. Но это не значит, что символ Солнца забыт. В наше время, скажем, в России существует множество общин, возрождающих Веру Предков, занимающихся популяризацией архаичного культа, и вполне естественно, что символом многих из них стал Отец-Солнце, символ Небесного огня Многие клубы, реконструирующие одежды, быт и оружие средневековья, также используют свастику в той или иной форме как элемент возрождаемой ими культуры. Существуют также достаточно парадоксальные и забавные примеры. Часть из них касаются логотипов некоторых компаний. Так, например, свастикоподобный рисунок можно видеть как на торговой марке американской фирмы Columbia, занимающейся производством зимней одежды (1), так и в эмблемах беларуских туристических фирм, таких как Optitec-tour (2) , Белфер (3) и некоторых других. Кроме того, нечто похожее присутствует и в логотипе АО "Белстрахинвест". Естественно, эти логотипы не претендуют на сознательность и понимание изображённого, но это удачный пример того, как живуча генетическая память человека.



Воистину, XX век - время курьёзов. Это в значительной степени касается и свастики. Взгляните, например, на фотографию леса под Берлином. Деревья посажены таким образом, что осенью и весной взгляд, скользящий сверху по кронам деревьев, наталкивается на нечто до боли знакомое. Такая посадка лесонасаждений - дело рук фанатичного приверженца Гитлера в 1930-х годах. Правда, эти деревья уже вырублены... Похожая ситуация сложилась летом 1998 года на поле под Нью-Джерси. Там была обнаружена свастика, образованная выкошенными растениями. Маловероятно, что она имеет отношение к политике, однако мотивы неизвестных создателей остались тайной. Возможно, она имела сакральное значение, связанное с прошедшим солнцестоянием. К ряду таких забавных примеров можно добавить рисунок тротуара на одной из улиц Минска…



Это может показаться странным, однако свастика и солярные символы вообще имеют гораздо более непосредственное отношение к истории культуры, чем это кажется на первый взгляд. Дело в том, что ещё древнейшие философские трактаты, например, индийские Веды, рассматривали историю не как линейную систему, что является её традиционным, библейским пониманием (путь от сотворения мира до Страшного суда - прямая линия), а как спираль, круговой образ, поскольку развитие мира понималось как спиральное, круговое, при котором каждый новый виток истории человечества включает часть предыдущего и вводит нечто новое, доселе отсутствовавший элемент. Как спираль, так и свастика рассматривались древними как символы цикличности, круговорота. Свастика может быть рассмотрена как дальнейшее развитие спиралевидной символики. На рисунке приведены свастично-спиральные символы, собранные со всех концов света - Дагестан (1), Чечня (2), Америка (3), Испания (4).



Огромное количество родов, племён, народов, конфессий, партий, даже государств и отдельных людей придавали свастике всевозможные значения, символизировали ею целый ряд принципов мироздания, призывали с её помощью благосклонность судьбы, защищали себя свастикой от нечистой силы, отдавали дань уважения ушедшим предкам - и всё это при помощи одного знака. Его потенциал удивителен. Этот знак - то немногое, в чём ещё живет дух самых далёких поколений, их мировоззрение и философия. Этот удивительный символ связывает собой каменный век и современность, прокладывает незримый мост между всеми континентами и культурами, объединяет великие культуры Земли. Это говорит о том, что значение рассмотренной символики гораздо глубже, чем общепринятое, а восприятие свастики и подобных символов как "фашистских" абсолютно нелогично и противоречит конкретным историческим фактам - разве может разъединять то, что является общим? Разве может символ удачи нести насилие, а символ вечного круговорота - смерть? Проследив путь становления и развития одного лишь элемента в культуре, мы совершили экскурс во времени и пространстве, охватили в одной работе целые материки и народы. Данную работу можно считать попыткой оправдать древнейший символ, попытка очистить незаслуженно запятнанную репутацию великого культурного феномена, воплощения Солнца, жизни, удачи и благополучия, данного человеку свыше и сопутствовавшего ему на протяжении всей его истории. К сожалению, для русского человека ситуация сложилась таким образом, что свастика вызывает совершенно однозначную ассоциацию. Но всё-таки есть надежда на то, что когда-нибудь в сознании людей коловрат вновь станет олицетворением счастья и благополучия, знаком внутренней и внешней гармонии. Одно поколение сменяет другое, рушатся и рождаются государства, но тот, кто чтит традиции своих предков, не забывает от своих корнях, сохраняет древнюю культуру - тот бессмертен.

Эпилог

Напоследок хотелось бы предоставить слово профессиональным юристам. Здеь приводится фрагмент документа, написанного Виктором Илюхиным, председателем Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Российской Государственной Думы. Документ называется "Замечания и предложения к проекту федерального закона "О запрещении нацистской символики и литературы"":

Знаковая символика проистекает из древних верований и сопровождает становление общества и его культуры на различных этапах. А поэтому, запрет той или иной символики - элемент культурного геноцида общества или отдельных его групп. Статьи 1 и 2 предлагаемого законопроекта как раз и преследуют цель запретить символику, которая сопровождала культуру многих народов Евразии и которая до настоящего времени присутствует в русском искусстве. Ссылка на то, что эта атрибутика присутствовала в нацистской Германии - лишь повод для разрушения культурного пространства России. Рунические письмена на несколько тысяч лет старше Адольфа Гитлера. Символика не имеет какого-либо отношения к действиям тех или иных партий. Например, под знаменем Христа совершались кровавые "Крестовые походы", а позднее под теми же знамёнами практически полностью было уничтожено коренное население Америки, но никому и в голову не приходит запретить образ Христа или знак креста. И это понятно, ибо названные символы - культурные образцы средневековой европейской культуры. Другой пример. Под знаменем триколора движение "Демократическая Россия" обобрало граждан своей страны, выдворило элиту страны - учёных из исследовательских институтов на рынки, обрушило промышленность государства, развалило его безопасность. Тем не менее, какова бы ни была судьба этого движения в будущем, ни при каких условиях не может быть запрещён и не будет запрещён триколорный флаг России. С 1698 года он навсегда в реестре знамён Российского государства. Ещё более нелепым являются требования запрета разновидностей той или иной символики. Если убрать отдельные линии из контуров наградных крестов Российской Империи налицо предстанет так беспокоящая разработчиков законопроекта свастика. Она может померещиться и в других культурных образцах социо-культурного пространства России.
из газеты "Советская Россия"