Ровно месяц назад около десяти тысяч молодых людей собрались на Манежной площади в Москве. Они озвучивали националистические лозунги и требовали наказания преступников в очередном громком "этническом" деле - убийстве несколькими дагестанцами русского парня Егора Свиридова.
В то же время такая же акция проходила в Ростове-на-Дону в связи с местным, ростовским преступлением аналогичного свойства, произошедшим в те же дни. Там русского студента Максима Сычева травили, издевались над ним и в конце концов убили сокурсники-ингуши.
Аналогичные акции прошли также в Петербурге и в других местах.
Эти массовые акции протеста, по масштабу крупнейшие за последнее десятилетие, вызвали большой резонанс. В Москве Медведев пообещал "наказать всех, кто гадил", а Путин возложил на могилу Егора Свиридова цветы (как трогательно!). В Ростове ректор университета пообещал уйти в отставку - потом, правда, передумал. Одним словом, произошло много шума и крика.

Месяц назад Русское Общественное Движение и другие русские националистические организации сформулировали требования, выполнение которых помогло бы властям избежать дальнейшей конфронтации и новых массовых беспорядков. Требования эти очевидны: мы ничего не придумывали - просто записали буквами на бумаге то, что носилось в воздухе.
Посмотрим на то, что произошло с этими требованиями, выполнены ли они.

1. Обеспечить открытое и гласное расследование убийств: Егора Свиридова, Максима Сычева, Михаила Антончика, Юрия Волкова, а также других тяжких преступлений, совершенных этническими преступными группировками в России за последние месяцы, достичь справедливого наказания виновных.
Это самое простое и очевидное. Просто требование о том, чтобы милиция выполняла свою работу.
Каковы результаты спустя месяц? Двое из четырех отпущенных соучастников убийства Свиридова вновь задержаны и отправлены под стражу. Это хорошо. Другие двое, увы, бесследно исчезли в таинственном далеком Дагестане. Но эти сидят, и "дело идет". Как оно идет, что там происходит - обществу неведомо.
Дело Юрия Волкова. Опять же "следствие идет". При том, что, как известно, дело фактически развалилось - убийцу отпустили под подписку, после чего он, опять-таки, скрылся с концами на территории далекой и неисследованной Чечни. Произошли ли за последний месяц какие-то подвижки в этой ситуации? Если и произошли - нам об этом ничего не известно.
Что с убийством Антончика? А ничего. По известиям от друзей убитого, "убийц знает весь РУДН, и только милиция их никак найти не может".
Что с убийством Сычева? То же самое.
Мало того: за истекший месяц только в Москве произошло, как минимум, два новых убийства аналогичного типа: убийства Павла Казакова и Максима Кольцова.
Насколько мне известно, ни одно из них не было взято на особый контроль. (При этом уличное убийство киргиза Шамшерова, произошедшее одновременно с убийством Казакова, было немедленно взято на особый контроль, и тут же обнаружен подозреваемый - 14-летний мальчик, на которого тут же, по ходу, попытались еще и "организацию беспорядков на Манежной" повесить.) Ни по одному из них не известны подозреваемые; как идет следствие и идет ли оно вообще - загадка для исследователя. Убийство Казакова пресс-служба ГУВД несколько дней вообще отрицала как факт, уверяла, что это все вброс и провокация.
Вспоминается дело Ани Бешновой. В котором тоже "следствие шло", шло оно, шло себе и шло неторопливым шагом недели две... вплоть до народного схода и большого шума в прессе. После чего ВНЕЗАПНО выяснилось, что все это время убийца спокойно разговаривал по Аниному мобильнику. То есть его элементарно никто не искал.
Убийца Ани был обычный гастарбайтер, человек без "крыши", без связей и без привилегий - видимо, поэтому довольно умеренные и локальные "волнения народные" все-таки вынудили милицию применить к нему свои профессиональные навыки. Но сейчас, мы видим, даже Манежка не помогает. Что за чертовщина? Не хотелось бы разжигать - но, может, убийцы во всех этих случаях принадлежат к какому-то, гм, привилегированному классу? Или у них индульгенции?

2. Сотрудники милиции, отпустившие на свободу убийц Волкова и Свиридова, должны пойти под суд и понести справедливое наказание.
Тоже очевидное требование. Против следователя Соколова, работавшего по делу Свиридова, возбуждено дело о "халатности". Это хорошо. Хотя не очень понятно, почему о халатности, а не о злоупотреблении служебными полномочиями. И, главное, опять-таки: "возбуждено" - а что дальше? Как оно там идет? Не развалилось ли ненароком, не закрыли ли его втихаря?
Что касается дела Волкова, то сотрудники милиции, отпустившие убийцу и развалившие дело, по-прежнему не осуждены, не наказаны, и даже имена их неизвестны общественности.

3. Прекратить порочную практику предоставления уроженцам Северного Кавказа особых прав и привилегий - в частности, квот на обучение в российских вузах.
Ничего не сделано.

4. Прекратить чрезмерные и бесконтрольные бюджетные выплаты республикам Северного Кавказа за счет российских регионов, сократив бюджетное финансирование до необходимого минимума. Сформировать федеральную концепцию реконструкции Северного Кавказа, критерием успешности которой станет возможность нормальной жизни на Кавказе для русских.
Ничего не сделано. Зато премьер Путин торжественно подтвердил, что "если кто приедет на Кавказ и проявит неуважение к Корану - я десяти копеек не дам за его здоровье".

5 и 6. Здесь у нас стояли требования: отменить 282-ю статью (на Манежке звучал лозунг: "Отменить 2-8-2!") и превратить Департамент по противодействию экстремизму в Департамент по противодействию этнической преступности. Нынешнее "Движение 11 декабря" созывает людей на площадь под лозунгом "Свободу Квачкову!" Можно привести и много других лозунгов на ту же тему. Все это - об одном и том же с разных сторон: прекратить политические репрессии, прекратить воевать с собственным народом. Милиция должна заниматься борьбой с преступностью и защитой граждан - а не борьбой с политической оппозицией и предотвращением политических выступлений. С людьми, которые чем-то недовольны в политике государства, надо разговаривать, выслушивать их и договариваться - а не бросать на них ОМОН.
Ответ государства... мы все его знаем.

Ну что ж. Теперь, кроме 31-го числа и Триумфальной площади, у нас появилось 11-е число и площадь Манежная.
Я не думаю, что сегодня там произойдет что-то из ряду вон. Уж больно неудобное время: первый рабочий день после долгих утомительных праздников. Вряд ли народу будет много. Хотя посмотрим.
Но не в этом дело. Если ничего не произойдет сегодня - это не значит, что ничего не произойдет 11 февраля. Или 11 марта. Или еще через три месяца. Или через полгода. Или раньше. И не обязательно 11-го числа.
Потому что ничего не изменилось. Требования граждан - даже самые элементарные и очевидные ("ну хоть убийц-то поймайте!") - не выполняются. Вопросы и претензии граждан (по самым разным темам, не только националистическим) - падают в пустоту. На все попытки цивилизованного политического диалога ответ один - ОМОН.
Проблемы никуда не делись, напряжение не снято, власть только и умеет, что "подавлять" и "разгонять", а тем временем в топку летят все новые угольки - значит, рано или поздно котел взорвется.
Все, что делает сейчас власть, реально лишь приближает исход, которого она так боится.
(NB: Вплоть до деталей. Вот кому пришло в голову похватать лидеров всех ветвей оппозиции - левой, либеральной и националистической - одновременно, судить их у одного судьи и посадить в одно место? Определенно, это был какой-то тайный фанат Оранжевой Революции, ничем другим такое решение не объяснишь. Потому что пресловутое "сближение" разных крыльев оппозиции, о котором столько кричали, которого столько боялись, теперь - просто факт, как Волга, впадающая в Каспийское море. У людей, которые вместе сидели, _объективно_ появляются общие интересы, общие проблемы, общие темы для обсуждения.)
Мне это совсем не нравится, кстати. Я считаю, что всегда предпочтительнее решать дело миром. Но... что есть, то есть.


Вот только что пришла новость: на Манежной опять взяли Тора. :-[ ]]] Ну молодцы. Скоро начнут его, как Лимонова, хватать каждый раз, когда на улицу выходит. Они что, серьезно думают, что это им чем-то поможет?