Ответственность за теракт в Домодедово возьмет сразу несколько группировок, но и произойдет это не раньше, чем через 7-10 дней, заявил в комментарии ER-portal.ru известный арабист-исламовед, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Александр Игнатенко. По его мнению, террористам нужно время, чтобы уйти в безопасное место, где их будет сложно достать.

«Как правило, сразу ответственность за террористический акт не берется. Потому что бандитам нужно время, чтобы замести следы. И делать это заявление они будут из такого места, где безопасно, предположим, из ОАЭ или из Саудовской Аравии или еще откуда-нибудь. Если сразу боевики сделают заявление – хоть по телефону, хоть по факсу, хоть по электронной почте, их будет легко определить. Поэтому берут паузу – неделю, 10 дней, а потом выступают с заявлением соответствующим».

При этом, полагает эксперт, надо быть готовым к тому, что ответственность за теракт возьмут на себя сразу несколько организаций: «Это тоже у них такой обычай. Это делается для того, чтобы сбить со следа, при этом часто называют несуществующие организации. Делается это для того, чтобы показать, насколько много таких группировок, а на самом деле там, может быть, 2-3 человека».

След ведет на Кавказ?

Большинство экспертов сходится во мнении, что теракт был осуществлен смертником с Кавказа.

«Судя по почерку, судя по безадресности, по тому, что никто не взял на себя ответственности, не было заявлено никаких требований, скорее всего, это кавказский след», – заявил в комментарии «Эксперту Online» замглавы комитета по безопасности Госдумы Геннадий Гудков.

«Уже давно угрозы в адрес федеральных властей, в адрес России, в целом, направлял так называемый имарат Кавказ, террористическая группировка, которую возглавляет печально известный Доку Умаров. Очень вероятно, что здесь есть такой «кавказский след», – полагает Игнатенко.

В то же время, добавляет эксперт, пока нет точной информации, выносить любые суждения рано. «Высказывать суждения по поводу наличия или отсутствия кавказского и любого другого следа – на данном этапе задача следователей. У меня такое впечатление, что информация самая разноречивая. Кто-то говорит, что это был мужчина, кто-то говорит, что это женщина, кто-то, что и мужчина, и женщина. Рано с чем-то соглашаться или не соглашаться».

Генеральный директор центра политической информации Алексей Мухин в комментарии Slon.ru также заявил, что видит северокавказский след, но назвать исполнителей пока не решается – это может быть как Доку Умаров, так и соперничающие с ним группировки. «На Северном Кавказе на данный момент между Доку Умаровым и некоторыми молодыми лидерами незаконных вооруженных формирований идет острая конкурентная борьба за финансовые потоки и лидерство. И Доку Умаров, и молодые лидеры будут стараться доказать собственную эффективность, что, безусловно, должно отразиться на количестве и качестве терактов по всей стране».

Другие эксперты считают, что у Умарова сейчас слишком мало сил и влияния, и вряд ли именно он стоял за терактом.

«Уже не Доку Умаров. Уже нет единого центра подготовки смертников и терактов. К сожалению, мы сталкиваемся с разбросанностью этих центров подготовки террористических действий. Был бы один — было бы легче, а их десятки», – полагает Гудков.

«Он (Умаров – ред.) потерял свое влияние на боевиков на Северном Кавказе, там сейчас появились новые группировки и новые лидеры», – в комментарии газете «Труд» отметил заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Феликс Станевский.

Отметим, что глава Чеченской республики Рамзан Кадыров, который, пожалуй, лучше всех определяет почерк Доку Умарова, отказался комментировать эту версию. Как заявил ER-portal.ru пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов, глава Чечни предлагает дождаться результатов официального расследования.

Ногайский батальон?

Агентство «Росбалт» со ссылкой на свои источники в правоохранительных органах сообщает, что к теракту могут быть причастны члены так называемого ногайского батальона, которые в последнее время заметно активизировались. 17 августа 2010 они устроили взрыв в Пятигорске, 30 сентября пытались привести в действие мощное взрывное устройство в Ставрополе.

По словам источника в спецслужбах, в декабре 2010 года к оперативникам поступила информация, что в московский регион выехали трое участников ногайского батальона, которые должны подготовить все необходимое к проведению взрывов с участием женщин-смертниц. 31 декабря произошел взрыв в гостевом домике стрелкового клуба «Объект», расположенного на территории Кузьминского лесопарка. В развалинах был обнаружен труп женщины. Выяснилось, что в руках у нее взорвалась бомба мощностью около пяти килограмм, которая была уже готова к использованию. Смертницей оказалась вдова одного из лидеров ногайского батальона.

Оперативники установили, что гостевой домик был арендован 24-летней жительницей Нефтекумского района Зейнап Суюновой. Она училась в одном из медицинских вузов Пятигорска и, как установили спецслужбы, являлась супругой одного из боевиков ногайского батальона, арестованного в ходе спецоперации в октября 2010 года. Девушку объявили в розыск, задержать ее удалось 5 января в Волгограде. По словам собеседника агентства, в установлении местонахождения троих бандитов, готовивших взрывы в Москве, она помочь не смогла.

Отметим, Ногайский диверсионный батальон – боевое исламское радикальное структурное подразделение Кавказского фронта вилайята Ногайская степь (Ставропольский край) Кавказского эмирата.

Радикальный след?

Председатель исламского комитета России Гейдар Джемаль полагает, что теракт организовали те же, кто причастен к нацистским волнениям в Москве в декабре 2010 года, и кто пытается дестабилизировать обстановку в стране:

«Я считаю, что это те радикальные силы, которые хотят вмешаться в политический процесс и сорвать выборы 2012 года, за счет втягивания страну в Третью Кавказскую войну, которая приведет к хаосу в административной сфере. Нас выводят на грань, спихивают в пропасть политического хаоса. Думаю, что это продолжение линии раскручивания межнациональных конфликтов, все это было хорошо организовано», – заявил он в комментарии ER-portal.ru.

И в этой связи, отмечает он, даже не важно, кто был непосредственным исполнителем теракта, поскольку даже все северокавказские группировки работают не сами по себе. «Все эти, так называемые лидеры бандподполья являются не столько теми, кем себя называют, сколько операторами, зависящими от весьма серьезных интересов, в том числе, находящихся и в нашей с вами стране. Но и группы, находящиеся в нашей стране, обладающие властью и влиянием, тоже, в свою очередь, не являются самостоятельными представителями национальных интересов, а, как правило, представляют собой лоббистские группы, уходящие далеко за пределы страны своими корнями. Поэтому говорить о переделе сфер влияния между лидерами бандподполья – наивно. Ведь все эти лидеры находятся на четкой полосе коммуникации со спецслужбами разных стран. Это, на самом деле, гораздо более серьезная игра, чем мы думаем», – уверен председатель исламского комитета России.

Как сообщал ER-portal.ru, взрыв в аэропорту Домодедово прогремел накануне, 24 января в 16:32 по мск. По последним данным, погибли 35 человек, более 100 пострадали. По факту взрыва возбуждено дело по статьям «убийство двух и более лиц», «акт терроризма», «незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ» и «незаконное изготовление оружия».

Теракт в Домодедово был совершен в понедельник, 24 января, около 16:30. По предварительным данным, бомбу мощностью от двух до пяти килограммов в тротиловом эквиваленте привел в действие террорист-смертник. Как сообщалось, речь идет о безоболочном взрывном устройстве, начиненном большим количеством поражающих элементов. В результате, погибло 35 человек, 180 получили ранения.