Как заявил на совещании 14 февраля 2012 года Николай Винниченко, полпред Президента России в Северо-Западном федеральном округе, органами государственной власти города Санкт-Петербурга занята позиция отказа приема русскоязычных соотечественников.

Он также отметил, что на сегодняшний день уже каждый пятый житель города является гастарбайтером. Как свидетельствует статистика, именно мигрантами совершаются наиболее тяжкие преступления, повлекшие смерть или увечья потерпевших.
Подробнее

Оригинал взят у
nswap в Петербург — центр родильного туризма для азиаток

Язык жестов

- Пойдемте со мной. - Акушерка Ира жестом показала рукой на коридор.
- Присаживайтесь, - сразу две ее руки опустились от груди в направлении стула.
- Это что, сурдоперевод?
- Простите, уже привычка, - грустно улыбнулась акушерка. - Многие же по-русски не понимают. Вот так мы все здесь и разговариваем - жестами.

Это один из крупнейших петербургских роддомов. На послеродовом отделении палаты на четыре-пять рожениц. Из них как минимум две из стран ближнего зарубежья. Чаще всего Таджикистан, Киргизия, Узбекистан.

- Они специально сюда приезжают рожать, - пояснила Ира. - Родильный туризм. Слыхали про такой?

Оказывается, в среднеазиатских странах уже давно налажен этот бизнес. Беременных женщин со сроком 32-36 недель везут в город, быстренько оформляют временную регистрацию. Нет, конечно же, не только в Петербург - в списке есть Москва, Казань, Новосибирск, Екатеринбург и другие крупные центры. Но Питер предпочтительнее: качество медицинских услуг здесь столичное, а с пропиской гораздо проще, чем в Первопрестольной.

- Затем они два-три раза приходят к нам, сдают анализы - и все, любой питерский роддом обязан их принять. Бесплатно, - пояснила акушерка женской консультации Инна Антонова. - Что ж не поехать? В Петербурге рожать лучше, чем в каком-нибудь кишлаке или даже районной больнице. Врачи хорошие, и платить не надо.

С животом везде у нас дорога

Впрочем, через консультацию проходят не все. Айбике приехала в Петербург из киргизского городка Узген на 37-й неделе беременности. Приехала наобум - денег на услуги воротил родильного туризма не было. Поселилась с родственниками мужа - они тут ремонтом занимаются, в какой квартире работают, в той и живут. Пока узнавала, где получить временную прописку да как попасть в консультацию, - схватки начались.

«Скорая» отвезла женщину в роддом № 16, он специализируется на необследованных мамочках. Стоит ли удивляться, что почти все, кто в нем лежит, - мигрантки. Есть еще обсервационное отделение в роддоме № 17 - там тоже сплошь приезжие.

- Какие там условия?

- Нормальные, как везде. Только контингент соответствующий, - рассказала Инна Антонова.

- Приезжие лежат бесплатно?

- Конечно. Поэтому и едут: рожать в Питере даже на обсервации все равно лучше, чем на родине.

- А если анализы сданы, то получается, в любой роддом можно?

- Да. Но, конечно, есть роддома, где мигранток побольше, - тот же семнадцатый или восемнадцатый. В остальных немного поменьше. В «девятке» совсем мало - там стараются фильтровать рожениц. В «двойке» приезжих вообще почти нет, там рожают только платно. Для мигрантов это дорого. Хотя по идее отказаться принять пациентку со схватками нигде не могут. Но на «скорой» врачи уже сами знают, куда везти.

- Мигрантов кладут отдельно от наших?

- А куда их отдельно класть? Лежат в обычных палатах, со всеми. Отдельно они лежат только на отделении обсервации.

 

Доктора зашиваются

Врачи в Петербурге и правда хорошие. Уровень детский смертности один из самых низких не то что в России - в Европе! Вот только качество их работы год от года снижается - рук не хватает.

Большой дефицит детских сестер. Акушерок нет вообще, работают в основном женщины в возрасте. В Петербурге всего один акушерский колледж, выпускает сорок человек в год практически на весь Северо-Запад. Девочки, конечно, не хотят идти на сутки через трое за восемь тысяч рублей. Они лучше устроятся в медцентр говорить по телефону «алло» - там любят, когда у оператора медицинское образование. Но врачи пока есть, они работают.

- Считайте сами, - берет в руки карандаш Инна Антонова. - Роддом № 13, «смольнинский», рассчитан на двести пятьдесят родов в месяц. А принимает четыреста-пятьсот. В семнадцатом роддоме проходит пятнадцать - двадцать пять родов в сутки. Получается около семи с половиной тысяч в год. А рассчитан он на пять-шесть тысяч. Количество врачей, акушерок, сестер, коек, оборудования - на одну цифру, а в реальности в полтора-два раза больше. И так во всех роддомах. Что получается? Рук не хватает. Класть мамочек некуда. В семнадцатом роддоме часть родилки переделали под палаты для послеродового, по четыре-пять человек туда набивают, и то женщины в коридорах лежат.

Всего в Петербурге тринадцать роддомов, считая отделения крупных клиник и федеральный перинатальный центр имени Алмазова. Плюс свои роддома есть в Пушкине, Колпино, Кронштадте и небольшое отделение в Боткинской больнице для рожениц с инфекционными заболеваниями. Вот, в общем-то, и все. Маловато будет.

 

На каталке по морозу

Все питерские роддома вместе рассчитаны примерно на тридцать пять - сорок тысяч родов в год. Реально же в городе появляются на свет пятьдесят пять - шестьдесят тысяч ребятишек. Даже если все клиники будут работать непрерывно и круглогодично - мест все равно не хватит. А ведь им приходится время от времени закрываться. График скользящий: каждое учреждение должно вставать на проветривание дважды в год - на две недели и на месяц.

Некоторые клиники выпадают из общего ряда. Например, роддом Военно-медицинской академии, института имени Отта, Первого медицинского института практически одновременно запирают свои двери летом аж на пару месяцев. Так что в июле и августе борьба за места в палатах особо острая. Одновременно, как назло, обязательно встает на плановое проветривание какой-нибудь обычный роддом, и тогда ситуация вообще аховая.

Уже давно закрыта одна из площадок роддома № 17 на Леснозаводской улице. В сентябре там начали ремонт, да так и не закончили. Руководство объяснило персоналу: прораб сбежал, украв деньги. Пока что медики вместе с оборудованием перебрались на вторую площадку роддома - на улице Вавиловых. Так и работают там с местным персоналом спина к спине в тесноте.

- Всем неудобно, люди увольняются, - вздохнула акушерка Ира.

- Самое неприятное, что здание на улице Вавиловых аварийное, там в родзалах даже нет горячей воды, - рассказала Инна Антонова. – Из трех лифтов два сломаны, третий работает через раз. Причем говорят, что, когда один из лифтов упал, в нем погиб человек. Все сотрудники «семнадцатки» мне это подтвердили, но, насколько я знаю, никого не наказали. Если в обсервационном отделении в родах что-то случается, то женщину приходится везти в реанимацию через улицу: лифт-то не работает. А ведь счет идет на секунды.

- И часто приходится бегать с каталкой по морозу?

- Почти каждый день.

 

Дорогой выбор

Родов в Петербурге становится все больше в основном за счет приезжих. Специалисты говорят, что дальше это будет только усиливаться: подрастают девочки, родившиеся во время демографического спада девяностых годов. Зато поток мигрантов становится только мощнее.

- В женщинах, приезжающих к нам рожать из Средней Азии, не было бы ничего плохого, - выжала из себя последние капли толерантности акушер-гинеколог Вера Николаева. - В конце концов они такие же люди и тоже хотят спокойно родить здоровых детей. Если у них появился шанс, глупо им не воспользоваться. Но проблема в том, что они начали вытеснять из роддомов наших женщин. Наши боятся лежать рядом с мигрантками. В основном из соображений санитарии. Страшатся инфекций. И что им остается делать? У них выбор: или рожать в такой компании бесплатно, или за очень большие деньги по договору. Тогда индивидуальный родзал, отдельная палата, свой туалет, душ.

- Но это дорого: от 47 тысяч и выше - сто тысяч, двести, - привела цифры Инна Антонова. - Средней ценовой категории нет, за исключением роддома № 17, но там плохие условия, мамочки платят только за золотые ручки персонала. А если бесплатно - общий родзал на три - пять женщин. Родственников в него не пустят, но не из вредности, а потому что по правилам их можно пускать, только если женщина в родзале одна. А так при бесплатных родах никогда не бывает.

Стоит ли удивляться, что практически все петербурженки, у которых есть хоть малейшая возможность оплатить свое пребывание в роддоме, идут на это, не задумываясь. Огромные цены пугают, но не останавливают: копят, занимают, берут кредиты.

 

Даже за деньги положить некуда

Курсы для беременных. Пять будущих мам сидят на коврике, готовятся к занятию по дыханию. Сроки у них уже большие, так что с роддомами многие уже определились.

- Я сначала выбрала поближе к дому, «смольнинский», - рассказала Мария Румянцева. - Но оказалось, что, когда я буду рожать, он закроется на проветривание. Пришлось заключать договор с другим роддомом.

- А я изначально шла на определенного врача, - призналась Надежда Минашкина. - Он из роддома № 17. Подружка у него рожала, ей понравилось. Договор обошелся в 47 тысяч - я их плачу именно за то, чтобы попасть к определенному доктору, чтобы, когда я к нему приеду, мне не сказали, что мест нет.

- А я склоняюсь к бесплатным родам, - оказалась «белой вороной» Лилия Пакшина. - Почему человеческое отношение должно быть только за деньги?

- Я лежала на сохранении и видела разницу между платными и бесплатными пациентами, - попыталась образумить подругу Майя Калачева. - Сама буду рожать в «восемнадцатке» за 55 тысяч рублей. В эту цену входят врач, акушерка и четыре дня в палате. А то вдруг в коридор положат.

Действительно, родить в комфортных условиях - это еще полдела. Хорошо бы еще устроиться на послеродовом отделении в отдельную палату. А их на всех не хватает.

- Многие роддома даже заранее деньги за них не берут: оплата идет по факту. Есть место - кладут отдельно, нет - кладут в общую палату, - рассказала акушерка Ирина. - И хорошо, если туда, а могут и в коридор задвинуть. Причем будешь там еще и без ребеночка лежать - его на детское отделение поместят. А как вы себе представляете новорожденного в коридоре? С ума что ли сошли?



Видят унитаз впервые в жизни

Когда-то роддом № 16 специализировался на роженицах с почечной недостаточностью. Теперь - на приезжих. Даже в туалете правила пользования сантехникой написаны на узбекском, таджикском и киргизском языках.

- Пару лет назад была у нас роженица, хорошо по-русски говорила, она нам и сделала эти надписи, - рассказал местная акушерка. - Потому что объясняешь - не понимают. Многие ведь унитазы ни разу в жизни до этого не видели. Бывает, что в биде по-большому ходят! Редко, конечно, но анекдотом это уже перестало восприниматься.

Мигранты привозят с собой свою культуру, традиции. Среди них есть и такие, от которых петербургские медики в шоке.

- Некоторые не подпускают к себе врача-мужчину, - начала перечислять акушерка Инна Антонова. - У некоторых плохо с санитарией, иногда им трудно объяснить, что после туалета надо мыть руки, а только потом ребеночка трогать. Следовательно, начинается рост инфекций и не потому, что роддом плохой, а из-за самих женщин.

 

СТАТИСТИКА

Говорят про восемь процентов, а реально тридцать

Если в некоторых петербургских роддомах «на глаз» чуть ли не половина рожениц - приехавшие из Средней Азии, то официальная статистика поскромнее. Городская прокуратура обнародовала цифры: в 2010 году граждане стран СНГ родили в Северной столице 3906 детей, через год уже 4655. При этом всего в Петербурге появилось на свет около 57 тысяч малышей. То есть приезжих около восьми процентов. Это тоже очень много. Статистика по 2012 году пока не готова, но специалисты утверждают, что эта цифра будет не меньше.

Однако реальность немного другая. 24 сентября губернатор Петербурга Георгий Полтавченко поздравил горожан с рождением пятимиллионного жителя. И заодно привел статистику. В тот день появились на свет 179 детей. Из них 55 - в семьях приезжих. Получается не восемь процентов, а почти треть. Точнее - 31 процент. Это больше похоже на правду.

 

ВЫНУЖДЕННАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Боятся заразы от приезжих и рожают дома

Интернет пухнет от отрицательных откликов о родах в петербургских роддомах. Молодым мамам не нравится решительно все: невнимательность персонала, бытовые условия и, конечно, близкое соседство с приезжими. Почитаешь отзывы, так в больницах просто ужас.

«Лежала в палате с двумя тетками из Средней Азии. Одна из Узбекистана, еще хоть как-то по-русски говорила, другая из Киргизии - вообще ни слова, - пишет участница форума молодых мам Оксана. - Обе все время по телефону громко разговаривали. Только мой сын уснет - у них очередной сеанс связи с родиной. Я просила поставить телефоны на беззвучку - не понимают».

«Мы за нашей Гюлей в туалет ходили, следили, чтобы она руки мыла, - делится впечатлениями Надежда Сокол. - Стоим рядом - она молча моет руки, не стоим - идет сразу в палату. Устали после нее ручки дверей и спинки кроватей дезинфицировать».

«У меня схватки вовсю идут, а ко мне за два часа только один раз акушерка забежала, - вспоминает Екатерина З. - Вся бригада, оказывается, в соседнем зале хором объясняет какой-то приезжей, как рожать надо. А та только орет, на все отделение слышно. Хорошо я на курсы ходила, в общем-то понимаю, что у меня происходит, дышу, хожу, вроде ничего такого, а все равно беспокойство. Страшно же! Вдруг что-то не так?»

Начитавшись подобных откликов, многие будущие мамы приходят к выводу, что в роддома лучше не соваться. И ищут альтернативные методы.

- Получается очень неприятная вещь, - посуровела Инна. - Про «ужасы роддомов» беременные знают, про роды рядом с приезжими тоже знают. А про ужасы домашних родов - не знают. И решают рожать дома. Тут уж как повезет. Может быть все в порядке. А может запросто умереть и мама, и ребеночек.

- Какой именно риск в домашних родах?

- Например, акушерское кровотечение. Или травматизм у мамы и ребенка. Риск, что ребенок застрянет в родовых путях. Или он родился, а дыхания нет. Что с этим делать? Да много чего еще. Когда рядом реанимация, анестезия, аппаратура - это одна история, а когда только тазик на кухне - другая.

Именно такая ситуация возникла у молодой петербургской пары 30 января. Муж с женой давно решили рожать у себя в квартире на Московском проспекте, 224, - боялись врачебной ошибки в роддоме. Вместо этого совершили свою, трагическую. Не помогло и то, что на всякий случай они пригласили знакомую акушерку. Когда ребенок родился и стал задыхаться, повитуха ничем ему помочь не смогла: лишь посоветовала вызвать «скорую» и сбежала. Новорожденный мальчик погиб.

 

А КАК У НИХ?

Запрет на въезд в страну для беременных женщин - явление редкое, но в мировой практике оно все же встречается. Например, в 2007 году власти Гонконга закрыли пограничный шлагбаум перед китаянками на поздних сроках. И это несмотря на то, что Гонконг - тоже часть Китая. Дело в том, что на острове клиники оборудованы лучше, поэтому многие китаянки предпочитают рожать там. Это привело к страшной нагрузке на медицинские учреждения. Теперь беременная дама может попасть в Гонконг, только если у нее на руках имеется договор с одним из китайских роддомов.

Ряд европейских стран при въезде требует у будущих мам предъявить либо страховку, покрывающую расходы на роды и выхаживание новорожденного, либо договор с клиникой. Периодически то же самое просят показать офицеры миграционной службы США. Если подобных документов нет, беременную женщину могут отправить рожать на родину ближайшим самолетом.

 

КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ

Не пускать!

Адвокат Андрей ТЫНДИК:

- Решить проблему родильного туризма вполне возможно. Нужно установить ограничения на въезд в страну женщин, находящихся на определенном сроке беременности. Причем это не будет считаться нарушением прав человека на свободу передвижения. Каждая страна может устанавливать собственные ограничения на въезд для определенных категорий лиц.

Причем это может делаться даже на основании не федерального закона, а актов органов исполнительной власти, например, Министерства иностранных дел или Федеральной службы безопасности, которая отвечает за пограничные вопросы. Это может быть и межведомственный акт. А вот регионы, конечно, собственные ограничения устанавливать не вправе. Это должно делаться только на федеральном уровне.

 

ВОПРОС РЕБРОМ

Собираются ли в городе строить новые роддома?

В ближайшее время в Петербурге открытие новых роддомов не планируется. Да и те проекты, что давно в работе, все откладываются. Например, еще в 2005 году тогдашний губернатор Валентина Матвиенко говорила о строительстве роддома на озере Долгом как о вопросе решенном. Прошло почти восемь лет, но роддома как не было, так и нет.

- Сейчас идет согласование на соответствие проектирования медицинским требованиям, - рассказала пресс-секретарь Комитета по здравоохранению Евгения Семенова. - То есть проект проверяют врачи. Но дело хотя бы сдвинулось. В многофункциональном центре будет детская и взрослая больницы на тысячу коек плюс роддом на 250 коек.

Еще в ближайших планах города – сделать из роддома № 17 на улице Вавиловых большой перинатальный центр. В этом году его уже должны закрыть на капремонт. Правда, пока будет вестись стройка, Петербург останется без одного из крупнейших роддомов.

- Также в этом году сделают пристройку к роддому № 9, - сообщила Семенова. – Туда переведут отделения по выхаживанию недоношенных детей. За счет освободившегося места расширят родильное и послеродовое отделения.

КП