На местных выборах в Шотландии сенсационную победу одержали националисты. В их предвыборной программе – провозглашение независимости. А лейбористы и либерал-демократы на этих выборах потерпели сокрушительное поражение.

«Не получилось у Уэльса, не получилось у Северной Ирландии, а у нас получится». Так подумали шотландцы и решили провести референдум об отъединении от Соединенного Королевства. В Эдинбурге едва подсчитали все голоса на региональных выборах, как лидер националистов уже заявил, что в ближайшее время будет готовить проект о самоопределении народа Шотландии. Александер Сэлмонд может себе позволить столь смелые проекты. Ведь это под его руководством Шотландская национальная партия сенсационно выиграла большинство в местном парламенте, получив 69 из 129 кресел. А это значит, что теперь можно распределять и министерские портфели: правительство будет однопартийным. Националисты шли к этому 10 лет.

«Жители Шотландии доверились нам так, как никому другому за всю историю местных выборов в Шотландии. Мы считаем это авансом и воспользуемся им, чтобы увеличить мощь нашего парламента. В этот созыв мы проведем референдум и доверим людям Шотландии самим определять их конституционное будущее», – заявил лидер Шотландской националистической партии Александер Сэлмонд.

До этого шотландским парламентом управляли коалиции лейбористов и либеральных демократов, но в этот раз они терпят сокрушительное поражение. На лидера лейбористов Йена Грея больно смотреть. Он уже заявил, что готов взять на себя всю ответственность за провал и покинуть пост лидера Лейбористской партии Шотландии. Корреспондент газеты daily Telegraph Ален Кокрейн признался: «Я никогда не думал, что увижу то, что увидел этой ночью. Это просто невероятный успех Алекса Сэлмонда. И это значит, что и референдум не за горами».

Второе место на выборах в Шотландии у лейбористов, получивших 37 мандатов, далее идут консерваторы. Самой же провальной эта кампания оказалась для либерал-демократов. Они потеряли 12 мандатов, и теперь в парламенте будут только пять их депутатов. С победой Александера Сэлмонда уже поздравил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Лидер националистов сообщил журналистам, что обсудил с премьером то, какой он видит роль Шотландии в ближайшие годы. Правда, результатом этого разговора с прессой он не поделился, заявив лишь, что, несмотря на большинство в парламенте, «узурпировать политическое поле» не собирается и готов сотрудничать с другими силами, а вопрос о референдуме будет вплотную решаться, похоже, не раньше, чем через два-три года.

«Я думаю, что многие шотландцы сегодня проснулись и подумали: «Что мы сделали?» Мы сказали «да» референдуму? А вдруг ударная волна прокатится по всей Великобритании?». – опасается один из избирателей. «Много людей голосовали за националистов, потому что хотят видеть Шотландию независимой. Но я не уверен, что если это произойдет, мы действительно выиграем от этого», – считает другой.

Надо сказать, что националистические настроения в Европе в последнее время входят в моду. К примеру, на недавних выборах в Финляндии сенсационно много голосов набрали «Истинные финны», которые предлагают выйти из Евросоюза. Сейчас под вопрос поставили идеалы Шенгенского соглашения: идут разговоры о том, чтобы разделить единую Европу усиленным таможенным контролем на границах. Из Италии буквально хлещет поток мигрантов, и ни Германии, ни Франции этого не нужно. Берлин и Париж предпочитают, в первую очередь, заботиться о своих внутренних интересах.