Осетинский поэт Шамиль Джигкаев мог бы сейчас быть жив, если бы был в своё время наказан за стихи, в которых он осудил справлявших нужду возле мемориала жертвам теракта в Беслане чеченских и ингушских паломников. С таким заявлением выступил омбудсмен Чеченской республики Нурди Нухажиев.

Как уже сообщал «Русский Обозреватель», недавнее убийство декана факультета осетинской филологии Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Хетагурова и самого известного из современных осетинских поэтов народного поэта Северной Осетии Шамиля Джигкаева стало местью за написанное им три года назад гневное стихотворение.
 
Осенью 2008г. автобусы с мусульманами из Чеченской Республики и Ингушетии остановились возле мемориала жертвам теракта в Беслане «Город ангелов». Там паломники решили справить там нужду. Они встретили вполне объяснимое противодействие местных жителей, но никак не отреагировали на их замечание. Тогда подростки забросали камнями автобусы с мусульманами. Сами паломники утверждали, что сделали остановку для совершения намаза.
 
Спустя месяц после этого скандала в журнале «Мах дуг» было опубликовано стихотворение Джигкаева на осетинском языке под названием «Отправляются волчата совершать хадж», в котором поэт осудил инцидент.
 
Вот текст перевода этого стихотворения на русский язык:
 
Едут волчата на Хадж. Нет конца их преступлениям, Не угомонятся кровожадные хищники - Даже кидаются на солнце.
 
Святая книга этих волков - клыки, Даже молитва - с преступным умыслом! Как свиньи, на нашем кладбище зеленые звери
Совершают перед Богом злодеяние.
 
Эй, шейхи! Пусть земля дрожит под вами, Увлажняйте свои могилы! Проклятые, будьте прокляты! - пусть помочится На вашем молитвенном черном камне моя собака.
 
Мусульмане нашли в тексте произведения оскорбление ислама. Стихотворение было переведено на русский язык и разослано во все северокавказские мусульманские общины. В прокуратуру поступило обращение с требованием признать текст экстремистским, однако проверка не обнаружила в стихотворении подобных признаков. 
 
После этого в адрес поэта стали поступать угрозы: по словам самого Джигкаева, мусульмане собрались «принести его в жертву». Среди угроз, звучавших в адрес литератора в Интернете, было и обещание отрезать ему голову.
 
26 мая недалеко от Владикавказа было найдено тело Джигкаева с практически полностью отрезанной головой. В убийстве поэта перед смертью сознался  уничтоженный накануне во Владикавказе боевик.
 
Как утверждает в своём заявлении уполномоченный по правам человека в Чечне, паломники, оказывается, не справляли естественную нужду, а молились. За что, якобы, на них «было организовано нападение местных жителей, вооруженных камнями, битами и даже автоматическим оружием».
 
«Институт криминалистики Центра специальной техники ФСБ России ничего противозаконного в стихотворении Джигкаева не нашел, - напомнил Нухажиев. - И, как знать, дай тогда прокуратура и институт криминалистики Центра специальной техники ФСБ России объективную и честную оценку написанному Джигкаевым, прими органы власти к нему и руководству журнала «Мах дуг», опубликовавшего провокационное стихотворение, меры хотя бы административного характера, как бы все обернулось. Этим самым, возможно, была бы сохранена жизнь известного в Осетии человека, и все это стало бы наглядным примером того, что аналогичные провокации в республике не пройдут, и за них придется отвечать. С другой стороны, организации, обратившиеся в надзорный орган,  получили бы моральное удовлетворение, что власть приняла конкретные меры по их обращению, а не просто отписалась. Но этого сделано не было».
 
По мнению чеченского омбудсмена, убийство Джигкаева не имеет никакой религиозной или национальной подоплеки, а совершено «с целью нагнетания на Северном Кавказе межнациональной и межрелигиозной нетерпимости и вражды».