В начале сентября ставропольская полиция сообщила о предотвращении конфликта «с массовым участием местных жителей и приезжих» в селе Махмуд-Мектеб Нефтекумского района. Еще один массовый конфликт – в Апанасенковском районе – ставропольская полиция… Нет, не предотвратила, а постаралась замолчать. И правда – если об успехах можно официально сообщить, чтобы похвалиться результатами, то неудачи лучше не афишировать.

 

Итак, что же происходит в районах Ставропольского края, отчего вспыхивают конфликты между местными жителями и приезжими?

 

Механизм прост: экономически активное население уезжает из депрессивных регионов, где нет возможностей для приличных заработков. При этом речь идет не о безликой «рабочей силе», а о людях со сложившимся жизненным укладом и традициями. На новом месте мигранты сталкиваются с местными порядками и, казалось бы, должны их принять… Но нередко люди переезжают целыми общинами и стремятся сохранить свои привычки, обусловленные культурным уровнем (или его отсутствием). В итоге — «моя твоя не понимай».

 

К тому же «наезжать» в чужой регион любят криминальные и полукриминальные элементы. У себя дома, на виду, криминалом часто не разживешься, а вот у соседей можно нашкодить и смыться обратно домой, отсиживаться. Ну а если все эти моменты еще и поливаются соусом националистической гордыни, то взрывная смесь готова к применению.

 

Именно такой сценарий реализуется на Ставрополье, население которого в последние годы пополняется за счет приезжих из соседних республик, прежде всего — густонаселенного Дагестана. Можно долго выяснять, кто виноват в том, что обитатели соседних республик покидают свою малую родину. Но в возникновении конфликтов приезжих с «коренным» населением вина лежит именно на местных, ставропольских властях и правоохранителях, которые неспособны обеспечить поддержание правопорядка в городах и селах. Именно они не могут или не хотят поставить заслон криминалу и этнонационализму.

 

Согласно сообщению пресс-службы ГУ МВД РФ по Ставрополью, конфликт в Махмуд-Мектебе возник 5 сентября в результате ссоры между молодыми людьми и грозил перерасти в крупные беспорядки. «Главы администрации района и села, представители прокуратуры, главы национальных диаспор и старейшины, а также представители духовенства выехали на место и провели беседу с участниками конфликта, разъяснили неправомерность поступков, а также ответственность, предусмотренную за данные действия», – сообщили ставропольские полицейские.

 

«Разруливать» ситуацию в Махмуд-Мектебе собирались около 300 человек. «Среди участвовавших лиц были и местные жители, и жители других национальностей», – уточнили в пресс-службе главка МВД. Этническую принадлежность спорщиков, чтобы не нагнетать ситуацию, силовики решили не называть. Лишь некоторые северокавказские блогеры сообщили, что в очередной раз конфликтовали ногайцы и даргинцы.

 

На другом краю Ставрополья, в Апанасенковском районе, «ссора» закончилась более трагично — погиб 20-летний местный житель.

 

Драка произошла в районном центре Дивное 4 сентября. Несколько приезжих, избивая местного парня, нанесли ему смертельную черепно-мозговую травму. «Между двумя молодыми людьми произошла драка, в ходе которой обвиняемый нанес удар в область лица потерпевшего, в результате чего он упал и ударился головой об асфальтное покрытие. 10 сентября 2011 года от полученных повреждений потерпевший скончался в больнице», – скупо сообщили в ставропольском следственном управлении. По другой версии, травма была нанесена ударом кастета.

 

Инцидент привел к тому, что район забурлил. Причиной возмущения стало подозрение, что виновники смерти молодого парня «откупятся» от наказания. Гнев людей выплеснулся на подельников и сородичей убийцы. В комментарии «Росбалту» начальник отдела информации и общественных связей краевого ГУ МВД Евгений Арнаутов неохотно подтвердил, что в ночь на 6 сентября на площади возле центральной больницы произошла стычка.

 

«Находящиеся на площади люди подверглись нападению неизвестных лиц. В результате люди, находившиеся на площади, получили травмы и увечья. Однако необходимости их госпитализации не усматривается. Полиция Апанасенковского района в настоящее время располагает определенными данными, которые позволят задержать нарушителей», – сообщил представитель ставропольской полиции. Подтверждать тот факт, что «стычка» была между местными селянами и дагестанской диаспорой, полицейский начальник не стал, а заявил, что в драке не было «межнациональной розни».

 

«В районе идет мирная жизнь», – заключил Евгений Арнаутов.

 

Аналогичного мнения придерживается и атаман Ставропольского казачьего округа, зампред краевого комитета по делам национальностей и казачества Александр Фалько. «Нормальная, спокойная ситуация в Апанасенковском районе. К сожалению, парень, который получил травмы в ходе драки, умер. Часть славянской молодежи там возмутилась, но сотрудники силовых органов держат ситуацию под контролем, и массовых погромов или стычек не было», – сообщил казачий полковник.

 

Такой «оптимизм» не разделяет руководитель Союза славянских общественных организаций Ставрополья Валерий Нестеров. «Люди возмущены до глубины души произошедшим убийством. Напряженность еще не спала и не скоро спадет. К сожалению, таким конфликтам не уделяют должного внимания. У нас часто бывает так, что виновный может не понести серьезного наказания и не получит большого срока за свое преступление. Не хотелось бы опережать события, однако мы будем следить за развитием обстановки», – рассказал Нестеров.

 

По словам общественного деятеля, тот факт, что власти не придают должного значения защите прав и безопасности русского населения, вызывает серьезное брожение в умах. Краевые общественники готовы произвести ряд демаршей, чтобы обратить внимание на проблемы жителей Ставрополья. Коррупция, сращивание бюрократии с криминалитетом на юге России являются первопричиной исхода русского, казачьего населения из северокавказского региона, причиной терроризма и экстремизма, говорится в обращении состоявшегося 10 сентября в Ставрополе общенародного краевого вече.

 

В крае обсуждается возможность продолжения борьбы за выход региона из состава СКФО, провозглашения Ставропольской республики, либо, наоборот, выдвижения требования о ликвидации всех национальных республик в России. Ставропольчане — против нагнетания ситуации. Но и отдавать Северокавказский регион в пользование коррупционерам и криминалу они не хотят.

Дмитрий Ремизов