Брошенная православная церковь 1878 г. в Пришибе (ныне Гейтапа)
 

Брошенная православная церковь 1878 г. в Пришибе (ныне Гейтапа)
Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1467072.html#ixzz1donJUWlL
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM

Азербайджанский Госкомстат предал гласности официальные данные переписи населения 2009 года по этническому составу Азербайджана. В своей предыдущей статье (http://regnum.ru/news/polit/1428453.html) мы выразили негодование в связи с намеренными фальсификациями, которые были "допущены" Госкомстатом АР при "определении" численности талышей в Азербайджанской Республике. Сегодня мы хотим обратить внимание читателей к тому, какие метаморфозы, вопреки разглагольствованиям официального Баку о стратегическом партнерстве с РФ, происходят в Азербайджане в отношении русских.

Если верить данным официальной статистики, русских за 10 лет после поведения предыдущей переписи населения Азербайджана убыло на 22.000 человек. Итого, по официальным данным Госкомстата, 91% население страны составляют так называемые "азербайджанцы" (читай: тюрки), 2% - лезгины, а по 1,3% раздали армянам, русским и талышам.

Русские на территории нынешней Азербайджанской Республики впервые начали поселяться в первой половине XIX века. Этот процесс продолжался весь период пребывания бывших североиранских ханств в составе Российской федерации, на территории которых впоследствии, усилиями большевиков, было образовано государство под названием Азербайджанская ССР.

В настоящей статье мы постараемся проанализировать основные причины выдворения русских из той части Талыша, которая до распада СССР была известна как "Русская Мугань".

Мугань - волшебный край магов (Краткое описание Мугани до присоединения Талыша к России)

В древности на юго-западном побережье Каспийского моря существовала независимая страна Каспиана, населенная одноименным народом - каспиями, одним из предков современных талышей. Во времена Сасанидов Каспиана из-за географических особенностей своей территории распадается на несколько частей. Эти части входили в состав Сасанидской империи в качестве полунезависимых государственных образований. Большая и основная часть Каспианы стала именоваться Мугань и охватывала не только современную Муганьскую степь, но и весь Северный Талыш.

Мугань (по-талышски - Мығон - "маги", "страна магов", "священный край") получила свое название от имени самого выдающегося племени иранского (да и всего индоевропейского) мира древности - магов. Маги - являясь мидийцами, считались избранным племенем иранцев, т.е. племенем пророков и духовных наставников. Выходцем из этого племени являлся сам пророк Заратустра (Зәрдуст).

Мугань являлась одной из богатейших стран Востока. Почти вся Муганская степь была покрыта ирригационными каналами, доставляющими необходимую для посевов воду из рек Кур и Аракса (в те далекие времена Аракс впадал в Каспий отдельно).

По данным Страбона, в древние времена земледельческая культура этой области была на выше, чем вавилонская и египетская. В те времена Каспина (т.е. Мугань) была процветающей страной, покрытой многочисленными селами и городами. Главными из них были столица Мугани, одноименный город Мугань (вблизи нынешнего гор. Ленкорань), а также Варсан, Барзанд, Баджираван, Балаах, Захаркеш, Садарасг, Дуаруд, Садж (на месте гор. Астара) и др.

Однако, начиная с XI века многочисленные орды кочевников из среднеазиатских и центральноазиатских степей нахлынули в Переднюю Азию, и в частности Мугань. Если после завоеваний тюрков-сельджуков, значительно сократившееся население кое-как частично сохраняло ирригационную систему, то монголо-тюркское нашествие обернулось настоящим кошмаром. Население было поголовно истреблено и лишь мизерной части удалось скрыться в Талышских горах, были уничтожены все города, ирригационные каналы засыпаны (Подр. об этом см.: Рюмин В.А. Талышский край (Ленкоранский уезд). Ленкорань, 1923).

Насколько положение дел было трагичным можно судить по взимаемым налогам. Если во время правления атабеков, с поредевшей от первых кочевнических набегов Мугани собиралось более 3 млн. динаров, то после монгольско-тюркского нашествия всего 303 тыс. динаров. Таким образом, некогда цветущая Мугань, являющаяся одной из величайших земледельческих культур Востока, превратилась в полупустыню. Таковой она оставалась на протяжении столетий, а попытки местного талышского населения частично восстановить ирригационную систему, вследствие регулярного набега кочевников оставались тщетными.

Ситуация коренным образом изменилась после присоединения Талышского ханства к России и массового переселения на Мугань русских.

Как возникла "Русская Мугань"?

Появление русских в Талыше относится к 30 годам XIX века. 20 октября 1830 года было принято Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета: "О духоборцах, иконоборцах, молоканах, инодействующих и других, признанных особенно вредными, ересях". Государственный Совет в Департаменте законов и в Общем Собрании, рассмотрев выписки из журналов Комитета Министров и представление министра внутренних дел о правилах предполагаемых в отношении к раскольникам, во избежание дальнейшего раскола церкви принял решение переселить раскольников в Закавказские провинции, где говорилось: "Главное в Грузии начальство имеет назначить места, кои найдет оно для поселения сих людей более удобными, сколько во уважении к заселенному краю, столько и во уважение пресечения им способов к распространению расколов".

На основе этого постановления Государственного Совет в 1837 году был издан царский Указ, позволивший сектантам-субботникам, молоканам и др. поселяться в закавказских областях. Поначалу переселенцы селились в отдельных деревнях. В последующие годы им было разрешено селиться и в городах Закавказья. В соответствии с указом 1837 года часть сектантов, находившаяся в оппозиции к официальной православной церкви, была расселена в г. Ленкорани и на территории Ленкоранского уезда. В Ленокоранском уезде деревня Вель (старообрядцы) поселена в 1838 году, Привольное - 1839 г., Пришиб и Николаевка - в 1840 г., Новоголовка (Новогольск) и Астраханка - в 1845 г., Андреевка - в 1847 г. В 1867 году образовалось деревня Православное в Ленкоранском уезде из православных переселенцев из Енотаевского уезда Астраханской губернии, из отставных солдат и малороссиян (Зейдлиц Н. Этнографический очерк Бакинской губернии // Кавказский календарь на 1871 г., с. 47-67).

В 1876 году из 5370 человек всего населения города Ленкорани 3589 человек, т.е 2/3 его составляли талыши. Вместе с ними в городе проживали 425 русских и др. Согласно Всероссийской переписи 1897 года, из общего количества жителей города в 8733 человека талыши составляли 5604 человека (или 64%), русские - 1371 человек.

"В Ленкоранском уезде почти 120 тысяч жителей. Из них 10 тыс. чел. - русские. Кроме Ленкорани, Астары, и ст. Вель, расположившейся к югу от Ленкорани, все русские села раскинулись в степи, на северной части низменности. Как известно, Талышинское ханство перешло к России в 1813 году, а спустя 25 лет началось заселение удобных мест русскими сектантами. Акклиматизировались они превосходно и почти не страдают от малярии, благодаря хорошим условиям жизни" указывалось в одном из источников 1903 г. (На самом юге Кавказе //Естествознание и География// Москва, 1903, ноябрь, № 9-10).

В 1913 году из 13750 человек всех жителей Ланкона 10759 (78,2%) составляли талыши, 1573 (11,4%) - русские.

По данным другого источника (Распределение населения Закавказья по сельским обществам и народностям / Кавказский календарь на 1910 г. С. 468) в Ленкоранском уезде проживало всего 127307 чел., из них: талыши - 66851, русские - 12522. К началу 20 века на территории Бакинской и Елизаветпольской губерний, в последующем составивших территорию Азербайджанской Республики, существовало 48 русских сел. Но возникновение русских сел продолжалось, и к 1917 г. русское население Талыша составляло приблизительно около 15% от общего числа населения края. В таких вот условиях "русская Мугань" встретила беспокойный 1917 год.

От этнических чисток до Муганской Советской Республики

После Февральской и, в особенности, Октябрьской революций 1917 г. в Закавказье усиленными темпами развивался межнациональный антагонизм. Оголтелый национализм превратился в главный стержень политических движений. Все чаще стали звучать призывы к вытеснению русского элемента из Закавказья. Новоиспеченный Закавказский сейм, затем правительства национальных республик, в частности, Азербайджанской Демократической Республики (АДР) сами тайно поощряли притеснения русских. Это привело к трагическим событиям на Мугани.

По этому поводу заместитель председателя Русского Национального Совета (общественно-политическая организация, представляющая интересы русского населения Азербайджана) Байков Б.Л. указывал: "В конце декабря 1917 г., точно по приказу, начался разгром татарскими (так, в те годы называли нынешних азербайджанцев - Ф.А.) вооруженными бандами цветущей верхней Мугани. Было разгромлено до 30-ти богатейших селений; разгром этот начался так неожиданно, что русское население не оказало почти никакого сопротивления" (См.: Байков Б.Л. Воспомининия о революции в Закавказье. Тифлис. 1923)

О событиях того времени упоминает в своей книге В.А. Дубровин - русский офицер, непосредственно участвовавший в Муганских сражениях: "...разбойничьи племена беспрепятственно переходят нашу границу и нападают на русские села. Всюду идут поголовные грабежи и убийства. Многие русские села вырезаны и сожжены дотла... Русское население в панике бросая дома, стремиться быстрее вырваться в Россию". Далее: "Все русские села севернее Билясувара (населенный пункт в Средней Мугани - Ф.А.) были уже сожжены и разбиты. Такая же участь ожидала и остальную Мугань... Было ясно, что только силой оружия можно в неравной борьбе спасти теперь свое положение и не дать татарам окончательно вырезать русское население" (Дубровин В. А. Оборона Мугани, 1918 - 1919: записки кавказского пограничника. Стр. 2-4).

Интересные данные о Муганской трагедии мы находим в книге "Белогвардейщина" (гл. 27: "Закавказская резня") Валерия Шамбарова (тоже офицер и военный историк): "Между Черным и Каспийским морями разворачивалась резня и неразбериха. Банды Зиятханова и других татарских беков вторглись в Мугань, населенную русскими крестьянами. Разгромили селения, 30 тыс. чел. бежали в Баку и Россию. Но южная часть Мугани сумела организоваться, создала армию в 1000 чел. при 2 пушках под командованием полковника Ильяшевича".

Недавно была издана книга азербайджанского ученого и дипломата Вилаята Гулиева "Из наследия политической эмиграции Азербайджана в Польше (30-е годы ХХ века)". Как становится известно из представленных в книге материалов, наряду с политическими публицистами, военные деятели Азербайджана в эмиграции также писали статьи, воспоминания об образовании национальных вооруженных сил, об их борьбе с врагами Республики - "мятежниками в Мугани".

Отметим, что "мятежники Мугани", которых азербайджанский дипломат именует "врагами республики", были русскими поселенцами, которые подвергшись атакам банд татарских националистов, смогли организовать самооборону. Видимо ученому было бы по душе, если бы Средняя и Южная Мугань не стала бы "мятежной" и подверглась такой же этнической чистке, как и Северная Мугань...

В связи с произволом азербайджанских властей в местах населенных русским населением, Русский Национальный Совет обратился с просьбой о вмешательстве главнокомандующего английскими войсками в Закавказье, ген. Томсону. Для расследования дел была создана общая комиссия. "И расследования эти воочию подтвердили не только справедливость всех жалоб, но и выяснили, что с очевидного благословения Азербайджанского правительства принимаются все меры к тому, чтобы заставить коренное русское население подняться с насиженных мест, пролитых кровью и потом отцов и дедов, и уйти вовсе из Азербайджана... татары с ведома администрации, занимали русские деревни, грабили русское население и т.д. Русское население было доведено до последней степени отчаяния, ибо в результате жалоб жалобщики подвергались лишению свободы, истязаниям, побоям и были случаи (зарегистрированные), когда жалобщики и бесследно исчезали" (Байков Б.Л. Указ. соч.). Однако притеснения русского населения продолжались, что усиливало отток последних на север в Россию. "Целью Азербайджанского правительства было разорение Мугани, что заставило бы русское население уйти оттуда, и Мугань стала бы свободной для заселения на ней татар и их тюркских сородичей" (Байков Б.Л. Там же).

Тут следует напомнить один весьма деликатный нюанс. Тюркские националисты Азербайджана считали русских Мугани пришельцами, захватившими "исконные земли их отцов". На самом же деле тюркские племена, в своем подавляющем большинстве, сами прибыли и основали селения в Мугани приблизительно в то же время, что и русские, а порой и намного позже. Ведь Мугань, во все времена входила в состав талышских государственных образований, последним из которых было Талышское ханство. Во время присоединения Талышского ханства к Российской империи единственным тюркоязычным племенем Талыша были сефидаштцы, но и они были талышами, тюркизированными в XVIII веке. В середине XIX века тюркизировались крупные талышские племена делагарда и пирембель, а талыши-аларуйцы частично ассимилировались в начале ХХ века. Первым тюркским поселением в Талыше было село Едды Оймак, основанное в середине XIX века осевшими шахсеванами, которые были переселены в Талыш по настоянию русских генералов. Далее, количество тюркских поселений за короткий период сильно возросло. Интересен факт автора исторического труда посвященного Талышскому ханству, "Ахбарнаме", Мирзы Ахмеда, касающийся Южной Мугани: "В те времена от Борадигяха до реки Гёйтепе составлял Даштвандский магал (область - Ф.А.). Было несколько селений разговаривающих на талышском языке. Они были даштвандцами. Остальные же села были тюрки. Когда я пишу эти строки (1883 г. - Ф.А.), тюрки в крайней степени увеличившись, основали новые селения. Они чужеземцы, прибывшие с соседних областей. Кстати, прибыли они недавно" (Ахбарнаме, стр. 27).

Кульминацией борьбы русских Мугани вместе с талышами за независимость стала Муганская Советская Республика, провозглашенная талышским и русским населением на массовом съезде 15 мая 1919 г. Из 1000 делегатов съезда 300 являлись русскими, а талыши составляли более половины.

Советизация края стала для правительства АДР поводом получить разрешение англичан на организацию экспансионистской военной экспедиции в Талыш. Английские корабли с моря блокировали подступы к Советской Мугани, разбойнические банды шахсеван нападали по всему периметру иранской границы, а с севера при помощи турецких офицеров наступала армия АДР. Муганская Советская Республика, оказавшись во вражеском кольце, не выдержав во много раз превосходящие силы противника, пала, просуществовав три месяца. Сразу же после завоевания, азербайджанские власти приступили к карательным мерам против русского и талышского населения. Однако, менее чем через 9 месяцев под натиском XI Красной Армии пала и сама Азербайджанская Республика.

С восстановлением советской власти в Талыше поднимался вопрос о восстановлении Муганской Советской Республики, но по неизвестным нам доселе причинам остался не разрешенным...

Курс на бесшумное выдворение...

Приток русских в Талыш продолжался и в годы Советской власти. По переписи 1939 года количество русских достигло максимума, составив 528.318 человек или 16,5 процента от общей численности населения Азербайджана. Проследим динамику численности русского населения в Азербайджане: 1939 г. - 528,3 тыс. чел. (16,5 %); 1959 г. - 501,3 тыс. чел.; 1970 г. - 510,0 тыс. чел.; 1979 г. - 475,3 тыс. чел. (7,9%); 1989 г. - 392,3 тыс. чел. (5,6%); 1999 г. - 141,7 тыс. чел. (1,8%); 2009 г. - 119,7 тыс. чел. (1,3%).

Оставшиеся 119 тыс. русские в настоящее время проживают, в основном, в Баку и на Абшеронском полуострове, а также в нескольких русских селах, сохранившихся в сельских районах Азербайджана, но...только не в Талыше! На Мугани не осталось ни одного даже частично заселенного русскими населенного пункта, а ведь когда-то именно Талышский край во всем Азербайджане отличался значительным процентным соотношением русского населения, уступая в этом плане только гор. Баку. В чем же причина, неужели райский Талыш стал так ненавистен русским людям, прекрасно ужившимся здесь на протяжении полутора века?

Бакинские политологи причину такого оттока русских из Азербайджана пытаются объяснить исключительно экономическими факторами и нестабильности политической жизни страны в начале 90-х. годов. На самом же деле такая ситуация касалась не только русским. Но почему-то только русские из Талыша за бесценок продали, а зачастую просто бросили свои дома и навсегда переехали на территорию РФ. Следуя этой логике, тогда русские из менее благополучного для житья горного Гедабека (район в Азербайджане, на территории которого до сих пор проживают русские) первыми должны были переехать в Россию... Получается, причины этого лежат в другой плоскости... Русские, в отличие от тюрков-азербайджанцев, никогда не претендовали на то, что земли Талыша являются исконно русскими. Они хорошо знали и признавали, что находятся в Талыше. Далее, они никогда не заставляли талышей учить русский язык, а, наоборот, существенная часть из них свободно разговаривала на талышском языке, в отличии от тюрков, которые за все время пребывания в Талыше не только не научились говорить на талышском языке, но и открыто презирали талышский язык и его носителей, и с активной помощью властей всегда старались и стараются сегодня ассимилировать талышское население.

Сразу после ухода русских, в 90-е годы прошлого века названия всех русских населенных пунктов переименовались на тюркский лад и объявлены исконно тюркскими землями. Т.е., воспользовавшись слабостью России, азербайджанские власти сознательно выжили русских именно из Талыша, чтобы заселить их населенные пункты тюркоговорящими пришельцами. Они знали, что талышей из их собственных деревень не выживешь, это приведёт к восстанию в Талыше. А пока Россия слаба, необходимо было избавиться от русских сел, и организовать на их месте тюркские "очаги" в регионе. Говоря кратко, проводилась политика этноцида.

Так почему же русское население полностью выжили из Талыша? Власти Азербайджана, исходя из опыта Муганской Советской республики, всегда принимали русских в Талыше как прямую угрозу для суверенитета Азербайджана. За все годы независимости они вынашивали планы по выдворению русских из Талыша, боясь того, что рано или поздно вместе с русскими талыши поднимутся на национально-освободительную борьбу против антиталышского государства, чтобы провозгласить независимость Талыша. И тогда Россия будет вынуждена защитить своих соотечественников в Мугани.

Возвращение: тоска по Родине

В Азербайджане перестарались с ускоренными темпами выдворения русских из Талыша. Это было вопреки воле большинства русских Талыша, тех, кто давно уже адаптировался и жил безбедно на своей новой Родине. Мы убеждены и в том, что многие из них, особенно взрослое население, с большим воодушевлением готово возвратиться в Талыш (О тоске русских по Мугани можно узнать из материалов этого сайта: http://seloprivolnoe.ru/).

 

Исходя из этого, мы предлагаем организовать общественное движение "Возвращение", основной целью которого должно быть налаживание контактов с русскими из Талыша и, при желании, создание условий для успешного их возвращения на свою малую Родину - Мугань. В Азербайджане нынче в моде разговоры о возвращении беженцев из Армении на их исконные места жительства. Русские Талыша имеют такое же право, если не большее. Надо предпринимать все усилия, включая и политические рычаги, чтобы власти Азербайджана дали согласие на возвращение русских в родной для них Талыш!

Карта "Русской Мугани" в 1918-1919 гг.