«У Суворова есть враги, но нет соперников» – так оценивали великого русского полководца иностранные военачальники во времена его наивысшей славы.

Будущий генералиссимус, не проигравший ни одного сражения, Александр Васильевич Суворов родился 24 (по новому стилю) ноября 1729 года. Он происходил из старинного русского дворянского рода. Дед его, Иван Григорьевич, служил при Петре I. Пётр Великий был крестным Василия Ивановича Суворова, отца Александра Васильевича. Василий Иванович Суворов – генерал-аншеф и сенатор – отличался высокой образованностью, был автором первого русского военного словаря. Мать Суворова – Авдотья Федосеевна Суворова, в девичестве Манукова принадлежала к старинному роду московского служилого дворянства.

Детство мальчика (названного, к слову, в честь Александра Невского) протекало в Москве и в отцовском поместье в деревне. В доме Суворовых, как и в их вотчине, не было принятого тогда повсеместно пренебрежительного и высокомерного отношения к крепостным. Маленький Александр проводил много времени в обществе своих сверстников – крестьянских ребятишек, наблюдал, как его родители общаются с крестьянами. Так что на первый взгляд удивительные для человека такого высокого происхождения близость с солдатами, умение понимать народ, говорить на его языке закладывались уже тогда.

В детстве из-за хилости и болезненности сына отец-генерал не готовил Александра к военной карьере. Это в дальнейшем обернулось для Суворова благоприятной стороной: вынужденный пройти военную службу по-настоящему, он сумел глубоко ознакомиться с бытом и нравами русских солдат. Начал он служить капралом в 17 лет, первый офицерский чин получил поздно по тем временам – в 24 года. Но служба в военных гарнизонах дала ему бесценный опыт.

Собственно, выбор своего поприща Александр сделал сам еще в очень юные годы. Чтобы укрепить здоровье, он начал закаливаться: обливался холодной водой, не надевал теплого платья, скакал верхом под проливным дождем. За что от домашних получил прозвище «чудака», каковым многие почитали его и много позже.

Не обошлось в его судьбе и без счастливых совпадений. Когда мальчику было 11 лет, в дом приехал старый товарищ отца генерал Ганнибал (тот самый «арап Петра Великого»). Василий Иванович поведал ему о странностях сына, и заинтересованный Ганнибал решил поближе познакомиться с мальчиком. Когда он увидел, с каким знанием дела маленький Суворов разыгрывает с помощью игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений, как легко воспринимает советы (с одними из которых мальчик соглашался, с другими – спорил), Ганнибал категорически заявил, что вопрос о призвании Александра решен им самим, и притом вполне правильно. Это военная служба.

В 1769 году Суворов назначается командиром бригады из Смоленского, Суздальского и Нижегородского мушкетерских полков и направляется в Польшу для участия в военных действиях против войск шляхетской Барской конфедерации. Поход в Польшу продемонстрировал результаты обучения солдат по-суворовски: за 30 дней бригада прошла 850 верст, причем в дороге было только 6 заболевших.

Особенно яркой победой стал штурм считавшейся неприступной турецкой крепости Измаил в 1790 г. Это событие вошло в анналы русской истории наравне с Полтавским и Бородинским сражениями.

Южная армия Потёмкина, одержав несколько побед, приблизилась к Измаилу – наиболее мощной крепости на левом берегу Дуная, укрепленной по последним требованиям крепостного искусства. Осада Измаила затянулась. Потёмкин так и не смог взять крепость и поручил дальнейшую осаду Суворову, прибывшему в русский лагерь 13 декабря. В течение восьми дней Суворов готовил войска к штурму, создав тренировочный лагерь – ров и вал по типу измаильского. Наконец, он послал ультиматум коменданту крепости Мехмет-паше с требованием сдачи. Русские войска, которыми командовал Суворов, штурмом взяли Измаил. Потери русских составили около 4 тысяч убитыми и 6 тысяч ранеными. Турки потеряли 26 тысяч убитыми и 9 тысяч пленными. Взятие Измаила явилось одним из решающих факторов победы в войне. Суворов получил почетное звание подполковника лейб-гвардии Преображенского полка.

В 1794 году, за второй польский поход, штурм Праги (предместья Варшавы на правом берегу Вислы), приведший к капитуляции Варшавы, Суворов получил звание фельдмаршала. Именно события в Праге стали для европейцев, всегда активно вмешивавшихся в споры «славян между собою», а также любящих потолковать о русских азиатах-дикарях, поводом говорить о Суворове как о жестоком и безжалостном военачальнике. Между тем на просьбу польского короля Станислава освободить одного польского офицера, Суворов освободил 500 пленных офицеров, а еще до этого по домам были отпущены 6 тысяч польских ополченцев.

После смерти Екатерины II и воцарения Павла полководец попадает в своего рода опалу, он отстранен от военных дел. Павел I – большой поклонник прусских порядков. А Суворов не терпел таковых в армии еще со времен Семилетней войны. Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять?», «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак, и я не немец, а природный русак». Фельдмаршала выслали в село Кончанское Новгородской губернии, запретив удаляться от него более чем на 10 миль.

Вскоре, однако, его полководческий гений и опыт понадобились и «пруссаку» Павлу. В начале сентября 1798 года к Суворову приехал его сослуживец генерал-майор Прево де Люмина, отправленный Павлом I узнать мнение опального фельдмаршала о том, как вести войну с французами в современных условиях. Суворов продиктовал девять правил ведения войны, отражавшие наступательную стратегию полководца.
Заключительным этапом полководческой деятельности фельдмаршала стал Швейцарский поход 1799 и знаменитый переход через Альпы.

Благополучный исход всего предприятия стал венцом прижизненной славы Суворова. Еще в 1798 году была создана объединенная русско-австрийская армия для похода в северную Италию, захваченную войсками французской Директории. Первоначально во главе армии планировалось поставить эрцгерцога Иосифа. Но по настоянию Англии Австрия обратилась с просьбой к Павлу I назначить командующим Суворова. Армия под его командованием прошла 400 км, освободила Италию и двинулась в Швейцарию.

Суворов предполагал развернуть наступление на Францию, нанося главный удар в направлении Гренобль, Лион, Париж. Но этот план не устраивал союзников, опасавшихся усиления влияния России в районе Средиземного моря и Италии. Суворову было предписано, оставив в Италии австрийские войска, во главе русских войск направиться в Швейцарию, соединиться с действовавшим там корпусом А.М. Римского -Корсакова и оттуда наступать против Франции. Русские войска за шесть суток прошли 150 км от Александрии до Таверно. Однако там выяснилось, что вопреки всем договоренностям Австрия просто бросила русскую армию на произвол судьбы, запертой в горах. Тогда и начался легендарный и героический переход через Альпы.

В Швейцарском походе потери русской армии, вышедшей из окружения без продовольствия и боеприпасов и разбивших все войска на своем пути, составили около 5 тысяч человек (до 1/4 армии). Однако потери французских войск, обладавших подавляющим превосходством в численности, превосходили потери русских войск в 3–4 раза. Было захвачено в плен 2778 французских солдат и офицеров, половину которых Суворов сумел прокормить и вывести из Альп как свидетельство великого подвига. За этот беспримерный по трудностям и героизму поход Суворов был удостоен высшего воинского звания генералиссимуса, став четвертым генералиссимусом в России.

Александр Васильевич скончался в Петербурге 6 мая 1800 года. Однако и его полководческое искусство, отраженное в книгах «Наука побеждать» и «Полковое учреждение», и сама его героическая биография подвигали на новые ратные подвиги русское воинство.