Заключение докт. психологич. наук В.В. Абраменковой и докт.юридич. наук И.В. Понкина от 09.11.2007 по содержанию и направленности мультипликационного сериала «Веселые лесные друзья» на телеканале «2х2»

   Российский телеканал «2х2» демонстрирует мультсериалы в течение достаточно продолжительного времени. Содержание образов мультфильмов, якобы предназначенных для взрослых, направлено на дискредитацию моральных норм и разрушение ценностей общественной нравственности, общую деморализацию личности, побуждает к совершению девиантных форм поведения.
   Сериалы демонстрируются не кодированным сигналом в доступное для детей время, когда контроль взрослых зачастую невозможен или существенно снижен. Реклама этих мультфильмов идет и в дневное время. Открытый доступ к просмотру мультфильмов всех возрастных категорий детей, а также детей различных индивидуальных способностей (в том числе и с ограниченными возможностями) и уровнем психического здоровья способствует сильнейшему негативному воздействию на психику. Зрителями канала становятся и социально незащищенные дети: безнадзорные дети из неблагополучных семей, из интернатных учреждений, дети в лечебных и образовательных учреждениях, страдающие различными психическими расстройствами и пограничными состояниями, которым занятые взрослые, убежденные, что «мультики» - это безопасное детское развлечение, предоставляют возможность просмотра.
   По данным МВД России, за последние годы наблюдается рост насильственных преступлений, преступлений против личности, фактов вандализма и жестокого обращения с животными и объектами экологии, сексуальных преступлений. Наблюдается определенная тенденция к снижению «возрастного ценза» юных преступников - с 17-18-летнего возраста к 14-15 и даже 12-13-летнему возрасту. При этом с каждым годом увеличивается доля девочек и девушек среди правонарушителей, все чаще наблюдаются проявления детской жестокости и немотивированной агрессии по отношению к близким родственникам (Стурова М.П., 1998, Пирожков В.Ф., 2003, Энциклопедия. Дети- преступники, 1996 и др.).
   Все эти обстоятельства требуют повышенного внимания соответствующих служб контроля за соблюдением порядка демонстрации фильмов в сфере культуры и кинематографии [1] и надзору в сфере массовых коммуникаций [2], что побудило нас подготовить настоящее заключение.
   В процессе подготовки настоящего заключения было проведено исследование содержания, направленности и использованных художественных средств исполнения 20 серий мультипликационного сериала «Веселые лесные друзья» («Happy tree friends»), транслируемого российским телеканалом «2х2».
   Суть каждой из серий мультипликационного сериала «Веселые лесные друзья» состоит в детализированной и натуралистической демонстрации крайне жестокой, насильственной гибели (мгновенной страшной или мучительной, растянутой по времени) одной или нескольких зверушек - героев этого мультсериала. Само по себе использование образов беззащитных зверушек создателями телесериала в качестве персонажей мультфильма «для взрослых» является показателем их низкого художественного и интеллектуального уровня, не говоря уже о чувстве личной ответственности и общественной нравственности. Однако для детей само уже использование этих образов является мощным стимулом эмоциональной идентификации с ними, что способно вызвать не только жалость и ужас, но и агрессивные фантазии и подражание агрессору.
   Для примера приведем описания нескольких серий мультипликационного сериала «Веселые лесные друзья»: «Быстрое знакомство» и «Ski ya wouldn’t wanna be ya!» и др.
   В мультфильме «Быстрое знакомство» лось Дылда катает на карусели трех зверушек (Зубастика, Смешинку и Лапочку), постепенно скорость карусели намерено настолько увеличивается, что один персонаж (Зубастик) не может удержаться и невольно отпускает лапки от перекладины карусельки, и срывается на большой скорости в направлении дерева, в которое и врезается. Натуралистично показаны потоки крови Зубастика, залившей дерево, оставшиеся в стволе дерева зубы Зубастика, сломавшиеся от удара чудовищной силы, искалеченное тельце погибшего Зубастика сползает вниз по стволу дерева, залитого его кровью. Другой зверек (Смешинка) держится из последних сил, пока не отламывается перекладина карусельки, за которую она пыталась удержаться. Вместе с отломившимся куском перекладины Смешинка отрывается от карусельки и летит в направлении отдельно стоящего разрубленного пополам полена, при ударе о которое тельце Смешинки разрывает пополам, заливая потоками крови все вокруг. После чего вдогонку прилетевший оборвавшийся обломок перекладины карусельки вонзается, пробив горло Смешинки, в полено, еще больше залив все кровью. Из-за все увеличивающейся скорости вращения лосем Дылдой карусельки, за которую изо всех сил пытается удержаться Лапочка, у нее отрываются лапки, две кисти (если можно так выразиться применительно к зверушке) и запястья остаются держаться за перекладину карусельки, а Лапочка с оторванными лапками под ее страшные, отчаянные крики улетает прочь, попадает в реактивный двигатель невесть откуда взявшегося рядом самолета и перемалывается его турбиной, заливая кровью почти весь самолет. После осуществления такой экзекуции довольный лось Дылда, насвистывая, удаляется. Этот эпизод предельно отчетливо показывает зрителю не только реальную возможность совершения убийства таким образом, но и хладнокровное бессердечие как норму поведения.
   Здесь реализуется представление о насилии (нанесение тяжких телесных повреждений) как о норме поведения в контексте дружеских отношений: т.е. пригласить покататься на карусели, чтобы убить зверски каждого. СМИ периодически сообщают о большом количестве фактов немотивированной детской жестокости и подростковой преступности, вплоть до убийств. Подобные телевизионные «образцы для подражания» и фактически «методика насилия» обладают суггестивным влиянием на ребенка и дают ему возможные способы осуществления убийства или покушения на убийство. Мера осознанности и произвольности такого действия у ребенка, начиная со старшего дошкольного и вплоть до подросткового возраста, может быть достаточно снижена, т.е. ребенок просто повторяет увиденный алгоритм без осознания последствий для партнера и для себя. То же касается и современных фильмов, героями для детей становятся убийцы, бандиты, «машины для убийства». Игра становится реальностью. Стереотип поведения и антиидеалы закрепляются в поведении и психике.
   При этом техника и стилистика рисования героев данного сериала такова, что она рассчитана именно на детскую аудиторию всех возрастов: от дошкольного и младшего школьного до подросткового. Главные герои мультсериала - рисованные зверушки также имеют вполне узнаваемые детские черты, пропорции тела, «облик» и психологические проявления, что усиливает момент идентификации ребенка с персонажем, неосознанное внедрение его характеристик в детское сознание. Лапочка - желтая зайчиха с белым чубчиком; Смешинка - розовое существо с красным бантиком на голове и короткими ушками; Зубастик - сиреневый бобренок; Дылда - сине-зеленый лось с повернутыми в разные стороны (один - вверх, другой - вниз) рогами; Флэки - красного цвета самка ежа (или дикобраза) с бантиком на голове; Лифти и Шифти - два брата енота. Художественная техника исполнения рисованных зверушек (героев мультсериала) такова, что эти мультфильмы внешне аналогичны известным детским «мультикам» и не могут не вызвать интереса у детей младшего возраста, поэтому должны оцениваться как созданные для просмотра именно детьми этой возрастной категории.
   Для ребенка этого возраста характерна спонтанная способность к запечатлению и длительному сохранению визуальных и др. образов - так называемое «последействие», т.е. если на чистое детское сознание, как на фотопленку попадает образ, вызвавший у ребенка эмоциональный отклик (радость, испуг, потрясение и пр.), то он имеет силу сохраняться и воздействовать в течение длительного времени, иногда всю жизнь.
   Это уже само по себе является формированием социальной установки ребенка на агрессивные действия в адрес сверстника или взрослого, либо его психологической готовности стать жертвой насилия в той или иной форме.
    Визуальное воздействие на детей, стимулирующее их интерес к данному мультсериалу, как специфически направленному на определенные антиценности (немотивированное убийство с особой жестокостью) средству, дополняется и усиливается звуковым рядом, сопровождающим мультфильмы, включающим по контрасту милые и забавные звуки, в том числе издаваемые зверушками (пока они еще живы и не искалечены), эмоциональные восклицания и напеваемые ими песенки. Этот звуковой ряд оказывает определенное стимулирующее психоэмоциональное воздействие на детское восприятие и контрастирует с последующими событиями.
    В серии «Ski ya wouldn’t wanna be ya!» Флэки сначала чуть не оказалась удавленной собственным шарфом, зацепившимся за двигающийся элемент канатной дороги. Затем, случайно наступив ножкой (заканчивающейся не то копытцем, не то похожей на него обувью) на торчащий из валявшейся под ногами доски гвоздь, истекая кровью, невольно скатывается на этой доске с высокой снежной горы. Флэки скатывается, так и оставаясь надетой ножкой на гвоздь, обильно орошая свой след на снегу бьющей из искалеченной ножки кровью. Затем, когда Флэки останавливается, начинается сход снежной лавины. Чтобы не попасть под лавину, Флэки пытается снова насадить травмированную ножку на гвоздь, но искалеченную ступню не удается приладить, и тогда Флэки, рыдая и крича от боли и отчаяния, насаживает на гвоздь здоровую ножку, после чего съезжает таким образом с горы, уходя от преследования снежной лавины. Двигаясь на большой скорости, Флэки не замечает металлической сетки, врезается в нее и оказывается расчлененной этой сеткой на десятки фрагментов, истекающих кровью.
   В серии «Icy You» зеленая белка-сладкоежка Натти (Nutty) зашла в магазин сладостей, но, вывернув карманы, обнаружила, что денег нет. Взглянув на кассира (лося Дылду) и, увидев, что у него застрял язык в кассовом аппарате, Натти набрала огромное количество сладостей и решила поскорее удалиться из магазина. Но увидев автомат с новым напитком, она выкинула все, что набрала, взяла стаканчик и, нажав на рычаг, влила в него вязкую зеленую массу. Зверьку не понравилось, что стаканчики слишком маленькие, и Натти засунула в рот кран, из которого лился этот напиток. Вскоре ей стало плохо, и она решила закончить это, но обнаружила, что ее губы прилипли к металлическому крану аппарата. Пытаясь вырваться, она потянула так сильно, что вырвала себе половину лица, оторвав себе губы. Ей было очень больно, попятившись назад, она наткнулась на металлический прут и проколола себе спину насквозь. Струя выпитой жидкости стала вылетать из проколотого тела, придавая ему реактивный импульс и травмируя его. В конечном итоге, белку разорвало на куски и размазало о стеклянные двери магазина, залив их потоками крови. Двери открылись и затем, закрывшись, раздавили белку, превратив ее в месиво из крови, мозгов, иных частей тела. Показано, как у дверей магазина разлилась лужа крови, где плавали мозг, выпавшие глазные яблоки и оторванные конечности.
   В серии «Летающие глазки» по лесу бежит радостный сиреневый бобренок Зубастик с леденцом в лапке. Бобренок спотыкается о корень дерева и падает, а леденец забивается ему за глазное яблоко. Пытаясь достать его из-под глаза, бобер нечаянно вырвал себе глазное яблоко, нечаянно использовав леденец на палочке как рычаг. Глазное яблоко, от которого к глазнице тянулся глазной нерв, залетело на ветку дерева, и там нерв завязался на узел. Бобренок еле залез на дерево и попытался достать глаз, но тут подлетел дятел и начал долбить глазное яблоко. От страшной боли бобер упал с дерева и повис, держась за глазной нерв, над обрывом. Со страшными страданиями он начал забираться по растянувшемуся глазному нерву как по веревке. Но на полпути бобренок сорвался, и когда он долетел до конца этой «веревки», ему вырвало мозг, затем на его труп упал с дерева его глаз. Заканчивается серия глумливой надписью: «Берегите ваши глазки».
    Надпись: «Дети, дальше не смотрите», предваряющая мультфильм, не оказывает никакого реального предупредительного воздействия и напротив, рассчитана на привлечение дополнительного внимания и повышенного интереса ребенка, что также является определенным рекламным трюком.
   Стимулированию такого интереса детей также способствует анонс к данному мультсериалу, размещенный на сайте телеканала «2x2»: «Просмотр не рекомендован детям, людям с неуравновешенной психикой, особо впечатлительным лицам, а так же активным защитникам сопливых детских мультфильмов. Остальные наверняка его видели. Сообщение для новичков: в каждом эпизоде как минимум один из этих миленьких маленьких зверюшек погибает нелепой насильственной смертью».
   То есть уже сам анонс является дополнительным стимулирующим средством и определенной программой пропаганды средств убийства, его процесса и результатов, что фактически и демонстрируется.
   Любые приключения и действия в данном сериале для большей части главных героев всегда заканчиваются их страшной смертью, натуралистично продемонстрированной зрителю. Представленные мультфильмы содержат подробные натуралистические изображения процесса и последствий насильственной смерти, травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие умышленных убийств, демонстрацию трупов, искалеченных тел, внутренних органов, отсеченных или оторванных частей тел героев мультсериала. Зрителям демонстрируется, как у зверушек вываливаются мозги, как их мозги клюют птицы, поедают мертвецы, как у зверушек вырываются глаза и языки, отрываются фрагменты их лиц, их конечности и иные части тела, как кишки зверушек наматываются на различные предметы. Все это сопровождается массированным показом обильных потоков и больших луж крови, демонстрацией страшных предсмертных хрипов и криков умирающих в страшных муках героев мультсериала. Мультфильмы акцентируют внимание на анатомических подробностях и физиологических аспектах травм, увечий, обильного кровотечения или смерти персонажей мультфильмов.
   В этом мультсериале зрители (а это преимущественно несовершеннолетние дети!) впрямую сталкиваются с пропагандой насилия и жестокости - с формированием в детском сознании установок и стереотипов насильственного или жестокого поведения, побуждающих к актам противоправного насилия или жестокого обращения с антропоморфизированным (человеко-подобным) существом или животным. Для детского сознания, при частичном или полном смешении реальности и вымысла, такого рода информация способна стать пусковым механизмом поведения насилия в различных формах, либо агрессивных фантазий, реализуемых в последствии в поведении, в том числе и противоправном.
   Налицо крайне суровая, безжалостная, беспощадная демонстрация жестокости - изображение или описание бесчеловечного обращения, включая пытки, истязания, мучения, глумление, применение изощренных способов нанесения увечий и лишения жизни вследствие несчастного случая, а также иных действий, причиняющих особые физические или психические страдания человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или животному.
   Это значит, что используемые образы являются информацией устрашающего характера, поскольку способны вызвать появление у детей устойчивых страхов, паники или внушить ужас от вида травм, увечий, следов обильного кровотечения, искалеченных тел, внутренних органов или ампутированных частей тел антроморфизированных игрушечных рисованных животных.
    Ряд мультфильмов этого сериала посвящен коротким историям про отца и его маленького сына. Каждая такая история заканчивается тем, что по гипертрофированной халатности отца его сын гибнет страшной мучительной смертью, ему причиняются ужасные травмы, несовместимые с жизнью. В серии «Water way to go» ребенок, оставленный на несколько минут без присмотра отцом (а до того ребенку наносится серьезная травма лица), остается под водой морского прилива, а отец, по ошибке принявший за своего сына уплывшую в сторону его детскую шапочку, жестоко убивает своего малыша посредством перемалывания его головы гребным винтом моторной лодки, на которой он поплыл его спасать. В серии «Заботливый отец» отец убивает своего сына посредством того, что наезжает газонокосилкой на мусор, перемолотые и выброшенные газонокосилкой осколки стекла, шприц, другие предметы летят в его ребенка, пробивая его голову и нанося тем самым ему травмы, несовместимые с жизнью (глаз повисает на нерве, часть головы отрывается, зрителям демонстрируется искалеченный мозг убитого ребенка). Заканчивается эта серия тем, что отец «по ошибке» сжигает труп своего сына. В серии «Чик, Чик. Ура» отец, постригая своего сына, тяжело травмирует ему голову (отрезает ухо, срезает большие полосы кожи с волосами и мышечной тканью с головы ребенка). В конечном итоге, ребенок гибнет жуткой смертью из-за того, что сам засовывает себе в рот электрическую машинку для стрижки волос, которая, изрезав ему полость рта, проваливается ему в пищевод, смертельно травмируя внутренности ребенка, убивая его.
   В серии «Мячик» отец с сыном играют в мяч, который улетает через дорогу с оживленным движением. Отец, пытаясь поймать мяч, срывается в пропасть и попадает под вращающийся винт вертолета, висящего над ней, превращаясь в искалеченные куски, падающие вниз. Туда же спускается по веревке его сын, на которого затем падают тележка с телом лося, которую переносил вертолет, и сам вертолет, убивая ребенка.
   Подобные сюжеты не только жестоко травмируют психику ребенка, но и трансформируют и так не вполне благополучные современные семейные отношения отцов и детей, ставят под вопрос формирование просемейных установок ребенка. Как сможет ребенок, просмотревший эти серии, внедривший эти образы в свое сознание и получивший эмоциональный удар, относиться затем к собственному отцу и к своему будущему отцовству?
   Для детей различных возрастов от дошкольного до подросткового (и прежде всего препубертатного и пубертатного периода), характерны: несформированность механизмов психологической защиты, подчиняемость авторитету взрослого, доверчивость, внушаемость, зависимость, неумение прогнозировать возможные последствия действий других лиц и собственные реакции, а также последствия собственных действий, высказываний, поступков.
   Основной направленностью, основой сюжетов и фактическими целями указанного мультсериала по сути являются:
  &nbsp1) общая деморализация сознания несовершеннолетних, дискредитация в их глазах семьи и родителей, дружеских отношений и пр.;
  &nbsp2) демонстрация насилия - демонстрация трупов убитых героев мультфильмов, следов кровопролития [3], а также изображение актов убийства, причинения вреда здоровью, иных видов физического насилия;
  &nbsp3) демонстрация жестокости - изображение бесчеловечного обращения, включая пытки, истязания, мучения, глумление, применение изощренных способов нанесения увечий и лишения жизни.
   Таким образом, анализ содержания, направленности и использованных художественных средств исполнения указанных мультсериалов позволяет сделать следующие выводы.
   Исследуемые материалы мультсериала направлены на формирование в массовом сознании и, прежде всего, в сознании несовершеннолетних, негативных социальных установок, на пропаганду изощренной жестокости, побуждают к совершению противоправных действий;
   Указанный мультсериал представляет собой информацию устрашающего детей характера, осуществляет танатизацию [4] сознания детей - стимулирование влечения к смерти. Он способен вызвать появление у детей устойчивых страхов, паники, внушить им ужас, напугать и устрашить их и, тем самым, нанести им существенные психологические травмы и сформировать виктимные установки.
    Данный сериал формирует в сознании детей садистские/мазохистские установки, сильнейшим образом понижает их порог чувствительности к чужой боли, лишает их способности сопереживать страданиям других людей.
   Применительно к более старшей аудитории, трансляцию мультсериала «Веселые лесные друзья» следует оценивать как противоправные действия, как пропаганду насилия и жестокости, распространение информации с целью формирования в массовом сознании детей установок и стереотипов насильственного или жестокого поведения, способного побудить или побуждающего к актам противоправного насилия, жестокого обращения с человеком или животным.
   Проанализируемые мультсериалы российского телеканала «2х2» являются специфической информацией, наносящей вред здоровью и развитию детей, как:
   · демонстрирующей насилие или жестокость [5];
   · носящей устрашающий характер;
   
   · провоцирующей детей к потенциально опасным поступкам и к антиобщественному поведению.
   Демонстрация мультсериалов, подобных сериалу «Веселые лесные друзья», на телеканале «2х2», является злоупотреблением свободой массовой информации, грубейшим нарушением прав несовершеннолетних и законодательства Российской Федерации. Мультсериал «Веселые лесные друзья» является сильным психотравмирующим стимулом для несовершеннолетних и категорически им противопоказан.
   Визуальные конструкции, используемые в мультфильмах, обладают суггестивным эффектом и способны оказать патогенное воздействие на актуальную и будущую жизнь ребенка, его физическое, психическое здоровье и нравственное развитие, что является грубейшим нарушением Конвенции о правах ребенка, других актов о защите детства, противоречит законодательству Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка и о средствах массовой информации.
   
   
   Главный научный сотрудник, заведующая лабораторией Института развития дошкольного образования Российской академии образования, профессор МГППУ, доктор психологических наук
   В.В. Абраменкова
   
   Директор Института государственно-конфессиональных отношений и права, доктор юридических наук
   И.В. Понкин
   
   
1. См. Положение об агентстве по культуре и кинематографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 291.
2. См. Положение о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 301.
3. См. Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утв. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 5 марта 2001 г. № 192; Положение о регистрации кино- и видеофильмов, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 396.
4. Танатизация (от греч.танатос - олицетворение смерти) - патологическая поэтизации смерти, разрушения, деструкции, навязываемая массовому сознанию. Снятие табу на отвращение к подобным вещам, ослабление и уничтожение нормальной внутренней цензуры особо опасны для детей и чреваты не только личностными деформациями, но и патологическими изменениями.
 5. СМ. : Рекомендации № R (97)19 Комитета Министров стран-участниц Совета Европы о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации от 30 октября 1997 г.: …немотивированная демонстрация насилия достигает иногда неприемлемого антигуманного и разрушительного для психики уровня». Европейская конвенция о трансграничном телевидении (Страсбург, 5 мая 1989 г.) вменяет в обязанности телевещателя, чтобы программы в целом, их представление и содержание обеспечивали уважение к достоинству человеческой личности и основным правам других людей. В частности, они не должны: б) чрезмерно выделять насилие…».