После окончания Второй мировой войны перед Австрией возникла серьезная проблема. В Европе раздавались голоса, требовавшие рассматривать эту страну в одном ряду с Германией, возложить на нее ответственность за преступления нацизма и поставить вопрос о репарациях. В то же время сама Вена претендовала на статус «страны-жертвы», подвергшейся агрессии со стороны Германии, однако не могла привести ни одного примера сопротивления населения страны немецкой оккупации. Однако со временем такой пример был найден: Австрия записала в свой «актив» деятельность партизанских отрядов, сражавшихся в провинциях Штирия и Каринтия и состоявших… из живших там славян (словен и хорватов). С юридической точки зрения, славянские партизаны были австрийскими гражданами и, таким образом, делали Австрию участницей антифашистской борьбы.

Казалось бы, после этого австрийские славяне могли бы рассчитывать на благодарность со стороны государства, которому они оказали такую неоценимую историческую услугу. Однако не тут то было. Сегодня славяне, живущие в Австрии (а их почти пятьдесят тысяч, и они являются коренными жителями юго-востока страны), лишены базовых национально-культурных прав, среди которых – образование на национальном языке, его использование в деятельности органов местного самоуправления, возможность смотреть телепередачи на родном языке.

Во времена существования «большой» титовской Югославии «славянский вопрос» в Каринтии и Штирии был для официального Белграда одним из первостепенных. После распада СФРЮ австрийские славяне остались без поддержки извне, хотя в их защиту и выступали депутаты Европарламента во главе с известной правозащитницей, лидером движения «За права человека в единой Латвии» Татьяной Жданок.

– Наша группа единогласно утвердила весьма жесткие рекомендации по улучшению положения славянского меньшинства в Австрии, отмечала г-жа Жданок. – В принятой резолюции отмечена проблематичность среднего образования на языке меньшинства, критикуется отсутствие билингвальных (двуязычных) удостоверений личности, обозначений и указателей, сказано о необходимости распространения на более широкую аудиторию и территорию словенских и хорватских телепередач. Содержится также призыв к правительству Австрии соблюдать положения Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств.

Представляющая Австрию на высшем уровне бюрократической иерархии ЕС комиссар Евросоюза по делам внешних связей и политике добрососедства Бенита Фереро-Вальднер регулярно выступает за соблюдение прав человека, этнических и конфессиональных меньшинств. Однако делает она это весьма избирательно. Если речь идет, к примеру, о косовских албанцах, то еврокомиссар всегда готова выслушать и оказать помощь. А в некоторых других ситуациях широкая душа фрау Фереро-Вальднер становится непробиваемо черствой. Например, когда речь заходит о положении русскоязычного населения в Латвии и Эстонии.

Этот контраст становится еще более очевидным на фоне полного безразличия еврокомиссара к проблемам национальных меньшинств (и прежде всего – славян Каринтии и Штирии) в ее родной Австрии. Можеть быть, австрийская еврочиновница одержима тайной славянофобией? Или боится потерять политические очки в провинциях, где германоязычное большинство и слышать не хочет о каких-то «поблажках» живущим по соседству славянам?

Впрочем, вполне возможно, что позиция Фереро-Вальднер связана с некоторыми особенностями ее личности и политической биографии. Прежде чем стать комиссаром ЕС, наша героиня успела побывать на должности главы австрийского МИДа, однако произошло это при весьма скандальных обстоятельствах. Состав правительства, в котором Фереро-Вальднер заняла министерский пост, был коалиционным. В нем на паритетных началах присутствовала правоцентристская Народная партия и… неонацистская Партия Свободы во главе с известным ультраправым политиком Йоргом Хайдером. Естественно, что такое правительство не могло обрадовать другие страны – члены ЕС, которые собирались отозвать из Вены своих послов (Израиль эту угрозу даже привел в исполнение). Однако Фереро-Вальнер не смутил слегка «коричневый» состав кабинета, в котором она работала. Она не требовала разрыва коалиции, не пыталась подать в отставку. Наоборот, ей вполне комфортно работалось вместе с «боевыми» и «решительными» коллегами.

На этом фоне фактическая поддержка со стороны Фереро-Вальднер акции эстонских властей по сносу памятника Воину-освободителю в Таллинне выглядит вполне логично и органично вписывается в ее политическую биографию. Эстонские политики из Партии Реформ, демонтирующие памятники героям антифашистского сопротивления, с успехом используют опыт Хайдера и других европейских коричевых «ультра». Не может не импонировать Фереро-Вальднер и политика языковой дискриминации русского меньшинства, проводимая в Эстонии. Ведь и в Австрии с живущими там славянами поступают, в сущности, точно так же.

С другой стороны, можно предположить, что Фереро-Вальднер подводят не «коричневые» идеологические пристрастия, а элементарная узость гуманитарного кругозора (если не сказать – безграмотность). Как-то раз, общаясь с представителями СМИ, она не без гордости объявила, что владеет семью иностранными языками, назвав среди них «бразильский». Которого, как известно, не существует в природе (бразильцам для общения друг с другом вполне хватает португальского).

Такие «ляпы», конечно же, непростительны для профессионального дипломата, однако что делать, если человек страдает манией величия. Или, к примеру, продолжает тайком гордиться своей принадлежностью к «высшей расе»…


Александр Рублев, Алексей Чичкин

Источник